О первочеловеке
|
|
SEA | Дата: Вторник, 2011-03-08, 22.48.17 | Сообщение # 11 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Киракос Гандзакеци приводит легенду, по которой Иоанн — строитель храма Одзун (“одз”, букв. змея) - превратил в камень двух вишапов, а когда вишапы окаменели, из брюха их полилась целебная вода. Вспомним, что Ваагн был связан с небесными и земными водами, с источниками, реками, морями и озерами. В результате извержения вулкана, когда потоки жидкой лавы затвердевали, превращаясь в камень (архетип - аналог окаменевшего “вишапа”) образовывались новые источники потоков вод, из под земли начинал бить источник, менялись русла рек (см. раздел о возникновение озера Ван). И здесь ничего сверхестественного нет. Народ мифопоэтическим языком описывал в виде песен, сказаний естественные процессы. А поскольку крупные извержения вулканов и их катастрофические последствия имели место примерно раз в 1000 лет (по рассказам старцев Вана и по результатам геологических исследований), не так уж часто повторялись, то эти живые описания в течение тысячелетий трансформировались в легенды и мифы.
|
|
| |
SEA | Дата: Вторник, 2011-03-08, 22.48.39 | Сообщение # 12 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Мотив близнецов Мотивы дракона, вишапа, драконоборца, грома и молний, громовержца и их связи с водой, с тучами и небесами, дождями в дальнейшем трансформировались в древнеармянские, общеиндоевропейские мифологическиемотивы близнецов. А. Исраелян считает, что “среди разных функций, приписываемых близнецам, главное место занимает вызывание дождя и регулирование погоды. В наскальных изображениях Армении близнецы представлены как небесные существа - светила или как созвездие в сопровождении знаков неба, солнца, луны и светил, а также животных, символизирующих гром-молнию и воду (бык, коза). В наскальных рисунках солнечно-лунные календари близнецов изображены со змеями-молниями, в различных композициях в сценах вызывания дождя. На двух бронзовых поясах из Самтавро зодиакальные близнецы передвигаются по небосводу вместе с означающими проливной дождь звездами. А. Исраэлян полагает, что эти два пояса, “имея магическое значение, употреблялись в качестве своеобразного календаря для вычисления начала, продолжительности и окончания сезона дождей. На третьем самтаврском поясе представлена мифическая сцена борьбы перевоплощенных в пару волков-собак близнецов с вишапом (= рыба, змея), поглощающим солнце-жемчужину (= кольцо). Почитание близнецов у армянских племен продолжалось до конца эпохи бронзы, сохранилось в период Ванского царства” и позднее (Исраелян А. Р. Следы культа близнецов в древней Армении // ИФЖ. 1980. № 3. С. 216-228). Более подробную информацию о связях армянских наскальных рисунков с общеиндоевропейскими мотивами мифов можно найти в работах (Ваганян Г., Ваганян В., 2009, 2010). С возникновением христианства, по замечанию Н.Я. Марра, “сама церковь, примирившись с устаревшими в ней переживаниями древней, исконно народной религии, становится национальной” (Марр Н. Я. Кавказ и памятники духовной культуры // Кавказский культурный мир и Армения. Ереван, 1995. С. 43). По прошествии почти двых тысяч лет эти пережитки древней, исконно народной религии сохранились, что свидетельствует о глубокой древности возникновения мотивов о рождении Ваагна и о его подвигах.
|
|
| |
SEA | Дата: Вторник, 2011-03-08, 22.49.01 | Сообщение # 13 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Ванатур Пережитки древнеармянского культа нового года (нового летоисчисления), даты смерти и воскрешения - Аманора и Ванатура прослеживаются в хвалебных песнях о “Нубаре” (“Новый Плод”). Возможно, Существует мнение, что Ванатур лишь эпитет Аманора, а не собственное имя отдельного божества. Ванатур даёт приют многочисленным участникам новогодних праздников (устраивавшихся в Багаване, близ современного города Диядин на территории Турции). Город Багаван (столица и центр духовной культуры античной Армении) находится на территории современной Армении у поселения Ервандашат, у границы с Турцией, там, где река Ахурян впадает в Аракс. Айк, как символ возрождения, как законопослушный потомок Ваагна, побеждает в окрестностях озера Ванидолопоклонника, тирана и властелина Бела (своего родственника, Нимрода, правителя Вавилона, всего мира) и хоронит последнего с почестями на холме - “герезманк” (букв. кладбище “отца быков”). Именем Нимрода данный “холм”, возможно и называется Немрут. Бел как воплощение сил зла, похоронен в могильнике хаоса и тьмы, вместесо своим “отцом - драконом”, который когда-то был уничтожен Ваагном. С победой Айка берет начало новое летоисчисление, новый армянский календарь, имеющий связь с Ванатур. В оригинальном наскальном рисунке, обнаруженном архитектором С. Петросяном, изображена сцена битвы Айка (в виде свастики редкой красоты и художественности) с могучим, разьяренным быком - Белом. В то время бык символизировал для армян силы тьмы, огня, разрушений и хаоса. Им же были найдены камни с наскальными композициями, описывающими битву Ваагна с драконом, змеем. Уникальное рельефное архаичное изображение Ваагна с солнечным крылатым диском обнаружен и интерпртирован автором в Ервандашате (Ваганян В., 2010).
|
|
| |
SEA | Дата: Вторник, 2011-03-08, 22.49.31 | Сообщение # 14 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Роль вулканов в жизни первых цивилизаций Если на горе Арарат жили “драконы” (М. Хоренаци), то они могли жить жили (согласно мифам) на горе Немрут. Обычно зло уничтожалось в его же логове. Название вулкана Немрут местное население (курды) связывает с алчным и властолюбивым правителем Нимродом, которому приписывается строительство Вавилонской башни. Местное население рассказывает, что царь Немруз когда-то проводил зимы в далеких странах, а лето на горе Немруз. Для этого на вершине у него был построен замок и дворец, в котором он когда-то жил и проводил много времени. Царь прогневал Бога и был пойман. Потом Бог сделал так, чтобы эта гора, которая была высотой не меньше двух тысяч зир, обрушилась до полутора тысяч зир и утонула, из-за чего получилось озеро шириной пять тысяч зир. Помимо легендарной взаимосвязи вулкана Немрут-Даг с царём Нимродом (в мифах олицетворяющим силы зла, дракона), в девяностые годы XX века учёные обнаружили важную роль, которую играли вулканы Арарат и Немрут в жизни первых цивилизаций. Оказалось, что, несмотря на обилие источников обсидиана в Анатолии иИране, именно Немрут-Даг являлся главным источником обсидиана - важнейшего материала каменного века - для всех поселений Месопотамии и поселений вокруг Мёртвого моря в мезолите (С. Сардарян, С. Айвазян, М. Мкртчян, C. Chataigner, J. L. Poidevin, N. O. Arnaud Turkish occurrences of obsidian and use by prehistoric peoples in the Near East from 14000 to 6000BP // Journal of volcanology and geothermal research. - 1998. - Т. 85. - № 1-4). Проведенный анализ обсидиановых изделий со стоянок древнего человека в этих регионах показал, что население использовало обсидиан лишь из двух источников: из вулкана Немрут-Даг и из расположенного недалеко от него потухшего вулкана Бингёль. На берегу озера Ван были также обнаружены следы древнего центра по переработке и торговле обсидианом, который, таким образом, является пунктом одного из первых известных межкультурных, торговых путей древности (G. Wright, A. Gordus Distribution and Utilization of Obsidian from Lake Van Sources between 7500 and 3500 B. C. // American Journal of Archaeology. - 1969. - Т. 73. - № 1).
|
|
| |
SEA | Дата: Вторник, 2011-03-08, 22.49.56 | Сообщение # 15 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Обсидиан - ванакат - глаз Обсидиан на армянском языке букв. “ванакат” (молоко Вана, “кат” -молоко, ср. с “еркат” - молоко земли, железом, иногда выделяющимся как отдельный “самородок” в застывших потоках лавы). Таким образом, “ванакат” и “еркат” получают архаичные и сакральные, сконструированные логическими умозаключениями наименования, связанные с “молоком” земли (матери) и с “сыном” (Ваном, см. “Армянская культура” Н. Марр). Они являются результатом лингвистического дизайна символов, которые феноменально связаны с последствиями наблюдения за природными процессами и имеют вулканическое происхождение. Другим крупным источником обсидиана в Армении являются окрестности вулканических гор у озера Севан(ср. со словом “семь”, а также с Сив’ан (имеющим несколько интерпретаций: как слово вавилонского происхождения (Есф. 8:9), третий месяц еврейского священного календаря, название третьего месяца Еврейского года от новолуния июля (девятый гражданского (Есф. 13:9); как вероятно древнее персидское слово, относившееся к какому либо языческому божеству). Однако, на наш взгляд, данное слово исконно армянское и связано с Ваэ, Ваагном и Ваном и, возможно, приурочено к дате победы Ваагна над “драконом” и архаичным календарем древней цивилизации. С первочеловеком, Ваагном связано семантика слова глаз (“ачк”). Глаз символизирует всеведение, всевидящееоко, способность к интуитивному видению. Глаз олицетворяет всех солнечных богов, обладающих оплодотворяющей силой солнца, которая воплощается в боге-царе - Творце. Платон называет глаз главным солнечным инструментом. “Глаз, коим я взираю на Бога, есть тот же глаз, коим он взирает на меня” (Ангелиус Силезиус). В песне о рождении Ваагна говорится, что его глаза (“ачкунк” букв. глаза и брови) как “арегакунк” (букв. солнце с бровью или диск солнца с серпом луны). Сюжет из армянского мифа о рождении Ваагна описывает сотворение мира, рождение первочеловека, извержение вулкана (олицетворяющего силы зла) и преграду вод лавой (“драконом”), борьбу сил добра (солнечного божества, громовержца и драконоборца) со злом, где добро использует в борьбе с хаосом силы света, солнца, грома и молний. Ваагн в битве с драконом использовал молнии (возможно символизирующие кометы (метеориты), от падения которых остались следы в Араратских горах (Ваганян В., 2010).
|
|
| |
SEA | Дата: Вторник, 2011-03-08, 22.50.24 | Сообщение # 16 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Ваагн и Шивини, Шива и Сиван Ваагн рожден усилиями Творца при взаимодействии четырех основных элементов - небес, земли, воды и огня, а также водного растения - тростника. В то же время, по персидским мифам прародителями Гайомарта и всего человечества были, например, только небо и земля; позднее в пехлевийское время ими считались Ормазд (пехл. наименование Ахурамазды) и богиня земли Спандармат. Шивини (солнечное божество, третье по рангу из пантеона Урарту или Ванского царства, является аналогом Ваагна) ассоциируется с Ши́ва (санскр. śiva?, “благой”, “милостивый”). Шива в индуизме олицетворение одновременно созидательного и разрушительного начала вселенной и трансформации; одно из божеств верховной триады (тримурти), наряду с творцом Брахмой и поддержателем Вишну. Предполагается, что Шива или Сива (Сиван) было божество доарийского населения Индии. Впоследствии был отождествлен с ведийским Рудрой.Согласно Шива-пуране, Шива является создателем и Вишну, и Брахмы. Традиционное поклонение Шиве называется шайвизм. Приведенные сведения подводят нас к гипотезе о наличии ранних связей доарийского населения Араратских гор с доарийским населением Индии.
|
|
| |
SEA | Дата: Вторник, 2011-03-08, 22.50.50 | Сообщение # 17 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Озеро Ван, Тигр и Евфрат Озеро Ван расположено в западной части котловины тектонического происхождения. На западе и северо-западе котловины находятся несколько потухших вулканов, включая стратовулканы Сюпхан и Немрут. В среднююплейстоценовую эпоху, около 200 тысяч лет назад, извержение вулкана Немрут образовало поток лавыпротяжённостью свыше 60 километров, который заблокировал сток вод из Ванской котловины в Мушскую котловину, относящуюся к бассейну близлежащей реки Мурат, что и привело к образованию озера Ван (Матвеев С.Н. Турция (Азиатская часть - Анатолия). Физико-географическое описание. - Москва - Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1946). Первые следы пребывания человека в районе озера Ван известны со времён палеолита. С неолитическихвремён племена, живущие в районе озера, уже занимались выплавкой металлов (Геворкян А. Ц. Из истории древнейшей металлургии Армянского нагорья, Изд. АН Армянской ССР, Ереван, 1980, Cambel H. Braidwood R. An Early Farming Village in Turkey // Scientific American № 3, 1970). На берегу озера, на месте современного города Ван в 11-6 вв. до н.э. находилась столица Урарту, город Тушпа.Семидесятикилометровый канал, построенный урартским правителем Менуа в 8 веке до н. э. для снабжения Тушпы пресной водой, существует до сих пор.
|
|
| |
SEA | Дата: Вторник, 2011-03-08, 22.51.15 | Сообщение # 18 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| В доурартский период озеро Ван называлось у ассирийцев “морем страны Наири” (tâmtu ša mât Nairi) и вероятно, слово “Наири” на ассирийском языке означало “хурриты“ (Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи. - Москва: Издательство АН СССР, 1960). Современное название “Ван” по мнению Б. Б. Пиотровского восходит к урартскому слову Биайни(ли), которое обозначало либо само государство Урарту, либо центральную его часть (Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту) / Орбели И.А. - Москва: Издательство Восточной литературы, 1959). Однако, эти мнения можно считать устаревшими, поскольку название “Ван” не только архаичнее, но и восходит к исконно армянскому слову Ван, которое сязано с первочеловеком, Ваагном (Ваганян Г., Ваганян В., 2009, 2010) и олицетворяет понятие сын (ср. с “ван”, “бан” Н. Марр). Ван соленое, самое большое содовое озеро в мире и четвёртое по величине непересыхающее бессточное озеро. В районах, прилегающих к озеру, обнаружены десятки тысячи наскальных рисунков, многие из который не опубликованы и комплексно, в сравнении с наскальными рисунками Армении, не изучены. В античный период географ Страбон описывал озеро Ван так: “Есть в Армении также большие озёра… есть Арсене, называемое также Тоспитас (Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту) / Орбели И.А.. - Москва: Издательство Восточной литературы, 1959. - С. 33. - 286 с.). Название “Арсене”, по мнению Б. Пиотровского,урартское название озера Ван, а слово “Тоспитас” происходит от названия урартской столицы, города Тушпа, которая была расположена на берегу озера Ван). Однако это мнение также можно считать уже устаревшим.
|
|
| |
SEA | Дата: Вторник, 2011-03-08, 22.51.38 | Сообщение # 19 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Озеро содержит соду, очищает и восстанавливает одежду. Однако в силу этой примеси соды вода озера негодна для питья”. Страбон, ссылаясь на данные Эратосфена, утверждал, что река Тигр протекает через середину озера Ван (и в этой части озеро является пресным), после чего уходит под землю и вновь появляется в другом месте (Страбон. География XVI 1, 21). Воды озера смягчают климат близлежащих окрестностей Армянского нагорья, что способствует земледелию и садоводству, позволяя выращивать на высоте 1700 над уровнем моря разнообразные плодовые деревья. Район озера Ван известен редкой породой кошки - “ванакату” (букв. кошка ван), которая, в отличие от большинства пород кошек, любит купаться в воде. Основной географической проблемой в 19в. являлся поиск стока воды из озера Ван и его связи с бассейнамирек Тигр и Евфрат. Наличие подобной связи предполагалось на основании карты высот региона и циркулирующих в тот период среди местного курдского населения слухов о соединении посредством озера Ван бассейнов этих рек. Некоторые справочные издания того времени, включая девятое издание Энциклопедии Британники 1875-1889 гг., на основании этих данных писали, что “аборигены говорят о подземных каналах, по которым воды озера соединяются с истоками реки Тигр”, и что “озеро Назик, лежащее на водоразделе, вследствие редкого феномена посылает свои воды, как в озеро Ван, так и в Евфрат” (Élisée Reclus. South-Western Asia // The Earth and its inhabitants, Vol. IV, New York,1891).
|
|
| |
SEA | Дата: Вторник, 2011-03-08, 22.52.01 | Сообщение # 20 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Один из исследователей на страницах авторитетного географического журнала того времени предполагал, что обнаружил другую подземную связь Евфрата и озера Ван через отверстие на сколах вулкана Немрут. Эти взаимосвязи так и остались на уровне предположений и слухов, и из следующего переработанного издания Британники 1910-1911 гг. были исключены. Вместе с этим в этот период было сделано подтвердившееся впоследствии предположение о том, что необычное строение водоразделов в регионе и само образование озера Ван связано с крупным извержением вулкана Немрут (Ainsworth W. F. The sources of the Euphrates // The Geographical Journal, Royal Geographical Society, London, Vol. VI, 1895. Geographical Notes // Nature № 48, July 1893). В XX веке вплоть до восьмидесятых годов исследовательские работы на озере не проводились, что было в основном связано с политической нестабильностью в регионе. Сложившаяся ситуация привела к тому, что многие географические работы и справочники XX века (включая Большую советскую энциклопедию последнего издания) допускали серьёзные ошибки в оценке средней и максимальной глубин озера, а, как следствие, грубые ошибки в оценках его объёма. Например, средняя глубина озера указывалась в диапазоне от 6 до 40 метров (Матвеев С.Н. Турция (Азиатская часть - Анатолия). Физико-географическое описание. - Москва - Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1946), что значительно ниже установленной позже корректной цифры в 161,2 метра (Warren J. K. Evaporites: Sediments, Resources and Hydrocarbons, Springer, 2006 ISBN 3-540-26011-0, см. также приложение и википедию).
|
|
| |
|