О первочеловеке
|
|
SEA | Дата: Вторник, 2011-03-08, 22.42.39 | Сообщение # 1 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| charset="utf-8"> data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir" >
Общеизвестно, что Ваагн - первочеловек и предок армян по М. Хоренаци. Он защитник, спаситель, драконоборец (вишапаках), громовержец, освободитель вод, податель благ, созидатель, управитель всего сущего, олицетворение храбрости и мужества. Он есть и ”начало” и “конец” (Ваганян Г., 2010). Ваагн не только громовержец, драконоборец, но и спаситель. Он представитель Творца на Земле, основатель города, земледелец и винодел, создатель письменности, основоположник монотеистическойго мировоззрения,многих других культурных достижений. Именем Ваагна названо озеро Ван и город Ван, а также озеро Севан. Он связан с вулканической активностью, с извержением вулкана, с огнем, с солнцем, с приручением животных (Ваганян Г., Ваганян В., 2010). Ваагн - Вишапаках армянской мифологии есть Индра - Vritrahan Риг-веды (Н.О. Эмин. Исследования и статьи М., 1886, С. 82-83). В армянском мифе змей - Вишап преграждает космические и земные воды, как и Вритра противник бога Индры в индийской мифологии (А. Петросян. Два противостоящих образа армянского драконоборчества. ИФЖ. 2010 N 1, С. 189-195). Вритра - Змей, ”затор”, “преграда”. В древнем эпосв М. Хоренаци ”Випасанк” соперником героя выступает драконид Аргаван/Аргам. “Это имя, независимо от реальной этимологии, могло осмысляться в связи с армянским корнем азд(ел) - ”затор”, “преграда” (А. Петросян). Вяч. Вс. Иванов предложил вероятную гипотезу о наличии в гимне (песне о рождении Ваагна) первоначальной структуры, отражающие принципы если не общеиндоевропейской, то общеиндо-иранско-армяно-греческой мифопоэтической традиции (Иванов, Вяч. Вс. 1983 Выделение разных хронологических слоев в древнеармянском и проблема первоначальной структуры текста гимна Вахагну. - Историко-филологический журнал, 1983, № 4 (103), С.23-43, 36-37).
|
|
| |
SEA | Дата: Вторник, 2011-03-08, 22.43.07 | Сообщение # 2 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| В то же время, центральный образ индоевропейской мифологии - громовержец (древнеинд. Parjanya-, хеттск. Pirua-, славянск. Perunъ, литовск. Perkunas и др.), находящийся "наверху" (отсюда связь его имени с названием скалы, горы) и вступающий в единоборство с противником, представляющим "низ", - он обычно находится под деревом, горой и т. д. Чаще всего противник громовержца предстает в виде змееподобного существа, соотносимого с нижним миром, хаотическим и враждебным человеку. В то же время важно отметить, что существа нижнего мира также символизируют плодородие, богатство, жизненную силу. Ряд индоевропейских мифологических мотивов (сотворение вселенной из хаоса, мифы, связанные с первым культурным героем, различение языка богов и людей, определенная последовательность в смене поколений богов и др.) находит параллели в древневосточных мифологиях, что может объясняться древнейшими контактами индоевропейцев с народами Ближнего Востока. Дуальная социальная организация древнего индоевропейского общества оказывала прямое воздействие на формирование структуры духовных понятий и мифологической картины мира. Установлено, что основные индоевропейские мифологические мотивы (боги старые и новые, близнечный культ, инцест и т. п.) и ритуально значимые противопоставления (верх-низ, правый-левый, закат-восход и др.), основанные на принципе двоичности, носят универсальный характер и обнаруживаются в различных неродственных традициях, связанных с определенной ступенью общественного развития, несомненно более ранней, чем та, которая отражена в реконструкциях Дюмезиля и его школы. Отсутствие классических индоевропейских троичных распределений в анатолийском ареале, в целом, испытавшем сильное влияние древневосточных культур (ср. также отчасти греческий), делает возможным соотнесение двух различных систем представлений с хронологически различными периодами существования индоевропейской диалектной общности (История Европы с древнейших времен до наших дней; Издательство "Наука" РАН, Москва, 1988).
|
|
| |
SEA | Дата: Вторник, 2011-03-08, 22.43.34 | Сообщение # 3 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Многие лингвистические и изобразительные артефакты, в частности, вишапакары и наскальные рисунки идентифицируют подвиги первочеловека, описывают сцены с его участием, борьбу с драконами, его связи снебесным Отцом - Ваэ. Его аттрибуты - орел, восьмиконечная звезда, равноконечный крылатый крест, каратев (свастика), древо жизни и плодородия, символ смерти и воскрешения, солнечный крылатый диск, дракон, трезубец (троица). В доязыческий период он становится божеством, символом умирающего и воскрешающего бога. В период Ванского царства (Урарту) Ваагн трансформируется в Шивини (ср., “са вани”), который был третьим в пантеоне урартских богов. В античный период в Армении Ваагн становится после Арамазда вторым по значению божеством.Его иногда сравнивают с Христом. Невеста Ваагна Астхик (Венера) является символом утренней зари, восхода солнца, рассвета, плодородия и любви. Во многих христианских конфессиях можно проследить генетическую связь святых с образом громовержца (В.А. Арутюнова-Фиданян. Вестник ПСТГУ III: Филология 2008. Вып. 4 (14) с. 11-25). Сравнительный анализ качествпервочеловека из основных известных мотивов обшеиндоевропейских мифов, различных религиозных идеологий (христианства, зороастризма, митраизма, иудаизма, индуизма, буддизма, ислама) показывает, что наиболее цельным, информативным, информоемким и когнитивным образом первочеловека являются древний армянский космогонический миф о сотворении с мотивами песни о рождении Ваагна (Ваганян В., 2010).
|
|
| |
SEA | Дата: Вторник, 2011-03-08, 22.44.55 | Сообщение # 4 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Во-первых, Ваагн рождается в горной местности, которая характерна вулканической активностью (в библейских Араратских горах). Во - вторых, его рождение сопровождается глобальными космическими процессами -катастрофическими извержениями вулканов, стилизованно представленных в сознании людей и закрепленных в мифах и легендах в виде драконов и змей, которые пытаются проглотить солнце и луну (символы затмнения) исоздают преграду небесным водам (символы засухи). Более того, образ Ваагна (Вана) - это архетип первоначальной структуры, отражающие именно принципы общеиндоевропейской мифопоэтической традиции (см. Н. Марр. Армянская культура), который был имплементирован через тысячелетия в христианское мифопоэтическое мировоззрение, наследнице общеиндоевропейского мировоззрения. В армянском языке “ваан” - это щит (ср. с “защита” и “защитник”), а монастырь и монах переводятся соответственно как “ванк” и “ванакан” (ср. с трансформацией “ван” - “ванк” и “ай” - “айк”). Знания о созидании и созидающее начало в образе защитника, покровителя Ваагна стали, на наш взгляд, достоянием армян (потомков Ваагна), которые соорудили первые щиты, первые монастыри - первые религиозные общины, имеющие единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, таким образом создали институт монашества. Монах - это член религиозной общины.
|
|
| |
SEA | Дата: Вторник, 2011-03-08, 22.45.23 | Сообщение # 5 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Мовсес Хоренаци Ваагна вставляет в генеалогический ряд Айкидов, он назван одним из сыновей Тиграна, который убил Аждахака (дракона). Мовсес Хоренаци сообщает, что он “собственными ушами слышал пение этой (песни) в сопровождении пандирна. Далее в песне сказывалось, что Ваагн сражался с драконами и победил их, и приписывались ему некоторые подвиги, очень похожие на Геракловы. Говорят также, что он обожествлен: в Иверской земле почитали жертвоприношениями его статую, сделанную в рост” (М. Хоренаци. История Армении / Пер. с древнеарм. яз., введение и примечания Г. Саркисяна. Ереван, 1990). Исследователи по бoльшей части считают, что имя Ваагна произошло от иранского Веретрагны. В Аштишате находился храм Ваагна вплоть до христианизации края, и по всему Тарону были разбросаны капища Вахагна позднее отождествляемого с Гераклом (Петросян А. Армянский эпос и мифология. Истоки. Миф и история. Ереван, 2002. С. 9-10). Однако, на наш взгляд, М. Хоренаци, вставив Ваагна в генеалогический ряд Айкидов, хотел тем самым подчернуть, что не только Айк, но и Иафет (Яфет) и его отец Ной, выжили в потопе и начали новую жизнь в Араратских горах, благодаря вере и послушанию единому Богу - Отцу - Творцу. Во-первых, мотивы о сотворении и о первочеловеке были известны индоевропейцу Айку (Наапету, основателю первого армянского государства). Во-вторых, он знал историю о драконоборце Ваагне, повторил его подвиг у озера Ван. Имя озеру он не давал. Оно было названо задолго до рождения Айка. В-третьих, Мовсес Хоренаци включает Айка в библейскую родословную, в линию потомков сына Ноя - Яфета (ср. Апет, Наапет),который остался жить вместе с Отцом в Араратских горах. Эта линия идет соответственно от библейской версии первочеловека, от Адама. Айк и его род (с приставшими к нему пришельцами и всем людом и скарбом) переселились в страну Арарадскую (Арарад - область к югу от оз. Ван), он подчиняет живших там людей (еще прежде рассеявшихся), строит там дом и отдает его своему внуку Кадмосу, сыну Араманеака. Сам он пошел с остальными людьми на северо-запад и поселился на высокогорной равнине, назвав ее Айрк, а люди, которые прежде жили там, покорились Айку. Мовсес Хоренаци, не просто так объясняет происхождение одного из самых архаичных топонимов Армении и приводит отрывок из истории из предыстории в виде мифа (песни), упоминая имя Ваагна, незаметно при этом подчеркивая, что Ваагн - предок армян. Обратите внимания, что не Яфет, не Айк, не Ной, а именно Ваагн - предок армян (М. Хоренаци).
|
|
| |
SEA | Дата: Вторник, 2011-03-08, 22.45.54 | Сообщение # 6 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| М. Хоренаци явно не мог выйти из общепринятой ТРАДИЦИИ библейской родословной и почти закодированным образом сохранил до нашего времени ключевые сведения о предыстории армянского народа. Средневековый историк не мог противоречить библейским канонам и рассказам. История, как труд, была бы унитожена, как были уничтожены тысячи древних рукописей. Средневековый армянский ученый А. Ширакаци доводит до нашего сведения только ничтожно малую часть того, что было написана предками. Если знания древних были уничтожены, то знания о предыстории народа - творца этих знаний, тем более, должны были быть уничтоженными. Не случайно, будущий вице-президент АН СССР, академик Н. Марр искренне удивлялся, будучи руководителем экспедиций, почему не удалось найти ни одной рукописи при раскопках средневекового духовного центра культуры и науки Ани, столицы Армении при Багратидах. Ни в одном храме, даже в подземном, ни в пещерах, ни в церквях, где были помещения от библиотек, не удалось найти цельной рукописи за исключением остатков и фрагментов одной или двух. Известно, что в Матенадаране (Армения, Ереван) в музее и научно-исследовательском центре и в других хранилищах во всем мире сохранились около 30 тысяч средневековых армянских рукописей, в основном церковных. В расчете на 10 млн. армян, рассеянных по всему миру мы получим показатель: 3 рукописи на 1000 человек. В библиотеке Ватикана хранятся около 70 000 рукописей на различных языках, в том числе армянском. Так неужели численность католиков, говорящих на разных языках, в мире не превышает 25-30 млн. человек? Их число в мире превышает 1 млрд. Разноголосие в показателях числа рукописей на 1000 человек, говорящих на том или ином языке, свидетельствует о характеризуещем стремлении армянского народа к грамоте, к знаниям, к наукам, к религии в средневековье, более того, об уровне грамоты церковнослужителей (впервые отмечено Н. Марром) и о богатых традициях письменности.
|
|
| |
SEA | Дата: Вторник, 2011-03-08, 22.46.19 | Сообщение # 7 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Вулкан Немрут Среди наиболее известных вулканов в Араратских горах являются Арарат (30 км. от города Ереван, Армения) и Немрут (недалеко от города Ван и в 10 км. к северу от города Татван, ныне современная Турция). Он расположен, на северо-западном берегу озера Ван. Немрут-Даг вместе с тремя другими потухшими вулканами восточной Турции,Араратом, Тендуреком и Сюпханом, находится в районе разлома сложной формы. Разлом проходит по границе Аравийской и Евразийской плит по территории Армянского нагорья. Немрут-Даг является самым западным из этих вулканов, единственным из них, который сохраняет активность, а также вообще единственным вулканом Анатолии, который извергался в исторический период (A. Karakhanian, R.Djrbashian, V. Trifonov, H. Philip, S. Arakelian, A. Avagian Holocene-historical volcanism and active faults as naturalrisk factors for Armenia and adjacent countries // Journal of volcanology and geothermal research. - 2002. - Т. 113. - № 1-2). Учёные полагают, что армянская интерпретация названия вулкана (арм. Սարակն - мрачный, сердитый) является важным свидетельством его регулярной активности в исторический период. Таблица извержений Немрут - Дага приведена ниже.
|
|
| |
SEA | Дата: Вторник, 2011-03-08, 22.46.45 | Сообщение # 8 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Ваагн, Немруд и Нимрод, Айк и Бел Известно, что в армянском мифе Ваагн побеждает драконов. Немруд же в армянской мифологии иноземныйцарь, вторгшийся в Армению. Есть легенда о том, что Немруд, чтобы возвеличить себя, воздвиг на вершине горы великолепный дворец необычайной высоты. Он, решив убить бога, чтобы занять его место, поднялся на крышу дворца и прицелился из лука в небо. Бог подставил большую рыбу под стрелу, пущенную Немрудом. Увидев кровь, Немруд и его приближённые возликовали, уверенные, что бог убит. Бог разгневался - ударила молния, и Немруд вместе с дворцом провалился в разверзшуюся пропасть, из которой образовалось озеро. Гора стала называтьсяНемрут. В его кратере находится озеро. По другому варианту, Немруд создал гору из земли, чтобы, поднявшись на неё, вступить с богом в борьбу, но бог низвергнул его в недра земли. В древнеармянской исторической литературе Бэл, противник Айка, отождествляется с библейскимНимродом, царем и героем, упоминаемый в Ветхом Завете (Быт 10:8-12). О Нимроде сообщается, что он был "силен на земле" и "сильный зверолов пред Господом". Согласно библейскому рассказу, он основал великое царство и заложил несколько важных вавилонских и ассирийских городов. В Книге Михея (5:6) Ассирия именуется "землею Нимрода". Деспот Бэл (Немруд или Нимрод) с многочисленными войсками вторгся на территорию Араратских гор, но был разбит Айком у озера Ван. Труп Бэла подняли на вершину горы (Немрут) и сожгли. По воле бога оставшийся от него пепел, превратился в воду (архаичный, мифологческий символ освобождения вод после уничтожения преграды в форме дракона, змеи или быка), а воины Бэла и караваны его верблюдов от страха окаменели. В этом сюжете прослеживаются следы описания древнейшей истории об извержении вулкана, образовании озера и окаменения лавы, падения с небес вулканического пепла.
|
|
| |
SEA | Дата: Вторник, 2011-03-08, 22.47.08 | Сообщение # 9 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Как отголосок художественного реалистического описания природного процесса - вулканического извержения, обретшего со временем новые формы мифологических мотивов и персонажей, приведем уникальный пример из древних народных песен (”еркер”), описанных в труде Г. Срванзтянца (Г. Срванзтянц. Песни, Т., 1, Ереван 1978, стр. 69). У старцев Вана есть один миф о том, что, если вишап (дракон) достигнет тысячи лет (важнаяинформация о периодичности извержения вулкана - Немрут, ср. с хронологией извержения), то он “дракон”, как образ страшного змея, вишапа олицетворяется и запоминается в сознании и в памяти людей как символы катастрофического явления. Данный архетип заменяет, имитирует, моделирует в мышлении человека огненный столб и клубы дыма, газа и камня, лавы, выходящие из кратера вулкана, уничтожающие все живое вокруг, достигает страшных размеров (“дракон” увеличивается ужасно в размерах при извержении вулкана). Но “ангелы”, олицетворяющие добрые небесные силы, спускаются с небес, окружают дракона и связывают цепями, затем тащат его вверх, близко к солнцу, где бушует океан огня и пламени, в котором сгорает дракон и превращается в пепел. Вряд ли можно лучше, реалистичнее, адекватнее в художественной символичной форме, удивительно ясным и доступным языком так “просто” описать столь глобальные катастрофы, судьбоносные для цивилизации события, протекающие в доисторический период, в том числе, наблюдаемые людьми экстремальные процессы извержения вулкана, сопровождающиеся громами и молниями столь чувствительными для психологии, поведения и восприятия, а в целом для жизнедеятельности, которые в совокупности определяют парадигму культуры и борьбы за существование.
|
|
| |
SEA | Дата: Вторник, 2011-03-08, 22.47.49 | Сообщение # 10 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Этими образами и символами, зафиксированными, закодированными в мышлении человека можно обьяснить происхождение естественно - исторической, трансформированной в мифологическую и культурно - познавательную, причинно-следственную и, наконец, в универсальную схему различных архаичных мотивов “сотворения - рождения первочеловека - его борьбы с извержениями с “вишапом” - для освобождения вод, солнца и луны, света - а также рождения озер и морей (Ван и Севан) и т.д.”. Таким образом, ответы на вопросы о происхождении и локализации творцов и носителей архаичных, в том числе главных, общеиндоевропейских мотивов дракона и драконоборца, громовержца и защитника, грома и молнии, огня и света, воды и др. получают научное подтверждение: необходимое и достаточное обоснование, в том числе, в языковых, мифологических, художественных-археологических (в форме наскальных рисунков) и исторических пластах. Вишапакары, как архаичные памятники каменной культуры в Араратских горах, становятся идентификаторами, свидетелями и индикаторами ареола распространения важных знаний, в том числе, носителями и частью фрагментов древней армянской мифологии и речи, которые служили в качестве предупредительных знаков, сигнализирующих об ожидающих опасностях, об извержении, о возможности выхода из под земли газов, столбов огня, о сходе лавин. Некоторые из них служили также и в качестве могильных памятников, устанавливаемых на местах гибели людей, детей и стариков, поселений, которые соответственно не смогли спастись и были уничтожены потоками лавы. А поскольку извержения происходили и под водой, в морях и озерах Армении, то на камнях вблиз озер и рек высекали скульптуры огромных рыб.
|
|
| |
|