Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSЧетверг, 2024-03-28, 20.29.07
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Forum » ARMENIA » ՀԱՅԱՍՏԱՆ. ARMENIA » Монастыри ,церкви и храмы Армении (Выставляем всё что касается этой темы)
Монастыри ,церкви и храмы Армении
НАТАЛИДата: Пятница, 2009-12-04, 11.53.48 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Монастырь Гошаванк (Гош)

Недалеко от Дилижана, на высоком плато живописного ущелья, расположен монастырский комплекс ГОШАВАНК. Он прекрасно вписывается в окружающую его природу.
Ансамбль был построен на месте разрушенного землетрясением 1188 года древнего монастыря ГЕТИК.
Заложенный монастырь первоначально именовался Нор-Гетик. В его строительстве принимал активное участие выдающийся политический деятель и ученый средневековой Армении - Мхитар Гош, поэтому после его смерти монастырь переименовали в ГОШАВАНК. Мхитар Гош был автором первого армянского Судебника. Он также являлся автором многочисленных притч и басен.
ГОШАВАНК был одним из виднейших очагов средневековой культуры Армении. На его территории действовала Академия - высшая духовная школа с юридическим и историческим уклонами. Здесь преподавали богословие, философию, риторику, рисование, искусство письма, музыку. В школе учились многие известные деятели духовной культуры, которые затем в других монастырях сами открывали школы, продолжая традиции своей.
Основные строения церквей имеют одинаковый внешний вид: снаружи они прямоугольной формы, изнутри - крестообразной. В их углах распологались приделы. Все они покрыты одинаковыми по конструкции куполами.
Церковь АСТВАЦАЦИН ( Богородицы) построена в 1191-1196 годах. Церковь первоначально была деревянной, затем заменена каменной.
В 1200-1203 годах к нему был пристроен притвор или ЖАМАТУН. Перекрытие сооружения покоится на 4 колоннах и 8 полуколоннах (расположенными на стенах) и связывающих их арках. Освещение обеспечивается световым отверстием - ердиком, находящимся в центре перекрытия.

Рядом находится церковь СУРБ ГРИГОР, построенная в 1208 году. Постройка осуществлена однотипно с главным собором.
Особый интерес вызывает церковь ЛУСАВОРИЧ (Просветитель), построенная в 1237-1241 годах. Церковь отличается от других сооружений комплекса своим пышным, нарядным, декоративным оформлением интерьера. Стены у алтаря оплетены гирляндами изящного растительного, чередующегося с геометрическим, орнамента. Колонны, обрамление окон и дверей покрыты тончайшим узором, похожим на кружевную ткань. Фасады церкви украшены изящными арками. На одной из стен сохранились солнечные часы.
На территории комплекса находится здание КНИГОХРАНИЛИЩА-КОЛОКОЛЬНИ, построенное в 1241-1291 годах. Это один из примечательных памятников всего монастырского комплекса. Здание строилось последовательно. Вначале был построен первый этаж, где находилось книгохранилище. Лишь спустя 50 лет над ним была возведена колокольня. На второй ярус здания можно подняться по консольным (висячим) лестницам. На здании нет украшений. Колокольня, как бы устремлена ввысь. В здании подчеркнуто разделена массивная нижняя часть от ажурной верхней. Перекрытия колокольни аналогичны деревянным перекрытиям армянских народных жилищ, однако здесь они выполнены в камне.

К книгохранилищу-колокольне примыкает ТРАПЕЗНАЯ. Этот просторный зал имел деревянное, ныне не сохравнившееся, покрытие.
На территории комплекса находятся церкви СУРБ РИПСИМЕ и СУРБ ГЕВОРКА, построенные в 1254 году. Они находятся чуть поодаль от остальных строений комплекса.
На территории монастыря покоятся останки Мхитара Гоша. Над местом его захоронения была возведена ЧАСОВНЯ-МАВЗОЛЕЙ Мхитара Гоша, которая ныне находится в полуразрушенном состоянии.
ХАЧКАРЫ. В Гошавнке сохранились прекрасные образцы хачкаров. Особенно красивые хачкары установлены у стен церкви Григория Просветителя, причем один из них, в настоящее время, перевезен в Исторический музей города Еревана. Хачкары покрыты изящным тонким орнаментом. На фоне четкого геометрического узора выделяются основные элементы композиции - крест на щитообразной розетке и восьмиконечные звезды в углах.
Разнообразные и высокохудожественные памятники, входящие в состав монастырского комплекса, относятся к эпохе наивысшего расцвета средневекового армянского зодчества XII-XIII веков. Они являются законной гордостью всего армянского народа-строителя.

 
НАТАЛИДата: Пятница, 2009-12-04, 12.08.54 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Монастырь Татев

Татевиванк находится в центре марза Сюник в Южной Армении,в 30км от
города Гориса у одноименного села Татев, на правом, высоком берегу реки
Воротан(Громовая). Прежде чем подняться на эту захватывающую дух высоту
надо спуститься в пятисотметровый каньон Воротана, остановиться на
«Чертовом мосту», у теплых ванн минеральных источников, где сходятся
два берега реки и, затем, открывая с каждым витком дороги новый
неповторимо-прекрасный пейзаж, выйти из него.
Мощной и непреступной твердыней высится Татевский монастырь на утесе,
обрывающемся в ущелье реки Воротан. Стратегически выгодное
местоположение на мысу, образованном глубокими, скалистыми склонами
ущелья реки, благоприятствовало созданию здесь мощного оборонительного
комплекса.

Монастырь получил свое название в честь Св. Евстафия
(арм. Евстатиос-Статевос-Татев) - ученика апостола Фадея,
проповедывавшего, как и его учитель, христианство, и мученически
погибшего за новую веру, в области Сюник исторической Армении. Первая
церковь монастыря была построена в X в. В это время в монастыре
проживало небольшое количество монахов. В XIII в. Татев становится
резиденцией Сюникских епископов.

В 848г. Сюникский князь
Пилипос построил церковь Сурб Григор Лусаворич (Св. Григорий
Просветитель), он же, до того, подарил монастырю село Татев. Дарили
монастырю села и другие владетели Сюника. Приобретали недвижимость
настоятели монастыря и на свои средства. В результате всего этого, уже
в X в. Татевский монастырь становится крупным феодальным
землевладельцем.

В 906г. была построена самая крупная церковь
монастырского комплекса собор Сурб Погос, Петрос (Св. Павла и Петра),
ктиторами которого были Сюникский князь Ашот и его жена княгиня Шушан.
Архитектура собора несколько архаична. Она воспроизводит тип купольных
базилик XII в., однако в нем имеются и новые черты- приделы в западной
части собора, углы стен которых использованы в качестве опор купола.
Гармоническая соразмерность отдельных частей здания усиливает
впечатление значительной высоты собора. Особенно бросаются в глаза
большие внешние объемы купола церкви, высокий круглый барабан,
увенчанный зонтичным перекрытием. Обращают на себя внимание барельефы,
украшающие окна, каждый из которых представляет человеческое лицо, к
которому обращены головы змей с высунутым жалом.

У армян
издавна змея почиталась как покровительница жилищ. На северном фасаде
изображены ктиторы собора: князь Ашот и его жена Шушан, а также князья
Григор Супан и Дзагик. Огромный собор был расписан фресками, остатки
которых кое-где сохранились и просматриваются.

К южной стороне
главного собора примыкает церковь Сурб Григор Лусаворич (Св. Григорий
Просветитель) построенная в848г., но перестроенная заново при
содействии Сюникского царя Смбата II в 1047г., представляющая широко
распространенный в Армении зал с апсидой в восточной стороне,
перекрытый цилиндрическим сводом.

К числу уникальных
произведений архитектурно-инженерного искусства Армении относится
"Гавазан" (Посох) воздвигнутый в 904г. во дворе, возле жилых помещений
монастыря. Это восьмигранный, сложенный из мелких камней, столб,
высотой 8м, завершающийся орнаментированным карнизом над которым
возвышается хачкар. Под воздействием сейсмических колебаний почвы и,
даже, от простого прикосновения человеческой руки столб, благодаря
шарнирному соединению, наклоняется и возвращается в исходное положение.



К редким по своему местоположению примерам армянской архитектуры
относится надвратная церковь Сурб Аствацацин (Св. Богородица)
построенная в 1087г., представляющая небольшой купольный зал с нишами,
на всех, кроме заподного, фасадах с заостренным зонтичным перекрытием.

В1171г. монастырь подвергся нападению и разграблению турок-селджуков, которые предали огню более десяти тысяч рукописей.

В конце XIII в. монастырь переживает небывалый расцвет. В нем проживает
около 1000 обитателей; студенты монастырской школы, преподаватели,
художники-миниатюристы живописной мастерской, переписчики скриптория и
др.

В 1286г. католикос Всеармянский Костандин II Катукеци
рукоположил в городе Сисе-столице Киликийской Армении, настоятеля
монастыря Нораванк Степаноса Орбеляна в сан митрополита Сюникской
епархии. Два епископства, объединенных в одних руках, Татевиванк и
Нораванк возглавили и повели успешную борьбу Армянской церкви против
униатов-сторонников Католической церкви.

В 1390-1435гг. при
монастыре действовал Татевский универститет – крупнейший центр
философской и научной мысли средневековой Армении. Университет
возглавляли Ован Воротнеци и Григор Татеваци, которые, будучи
философами, педагогами были также выдающимися общественными деятелями,
объединившими вокруг университета лучшие интеллектуальные силы
армянского народа. Именно выпускники Татева в 1441г. организовали и
перенесли престол католикоса Всея Армянского из Киликии, на берегу
Средиземного моря, в Араратскую долину - сердце Восточной Армении, в
первопрестольный Св. Эчмиадзин.

Вокруг этих церковных сооружений
расположены, также, капитально построенные в 17-18вв. покои настоятеля,
колокольня, сводчатая трапезная с кухней, кладовые, жилищные и другие
служебные помещения.

 
НАТАЛИДата: Вторник, 2009-12-08, 00.50.42 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
СВЯТЫНИ АРМЕНИИ

 
НАТАЛИДата: Вторник, 2009-12-08, 12.35.16 | Сообщение # 14
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
СУРБ ЭЧМИАДЗИН.Армения

 
НАТАЛИДата: Пятница, 2009-12-11, 11.47.22 | Сообщение # 15
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Монастырь Джухтак

Расположен в 3 км к северо-западу от Дилижана, на лесистом склоне. Датируется XII-XIII вв. Состоит из двух церквей (отсюда и название, джухт — «пара»).

Церковь Сурб Аставацацин сооружена в 1201 г. по типу купольной залы. Церковь Сурб Григор относится к тому же типу, ее купол не сохранился. Обе церкви построены из светло-желтого фельзита.

 
НАТАЛИДата: Пятница, 2009-12-11, 12.06.40 | Сообщение # 16
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Храм Святой Шогакат

Место, на котором возведен храм, по преданию, было винодельней, стоявшей в пригороде Вагаршапата в окружении виноградников. Здесь нашли свое убежище христианские монахини, бежавшие из пределов Рима от преследователей императора Диоклетиана. В их числе были Рипсиме, Гаяне и Шогакат.

Одна из спутниц Рипсимэ из-за болезни не смогла последовать за подругами к месту, где они нашли свою смерть вместе с Рипсимэ. Она была предана мученической смерти в скинии. Согласно распространенному мнению, храм получил свое название от имени погибшей здесь девы. Однако имя мученицы, согласно преданию, — Марианэ, название же Шогакат связано с видением Григория Просветителя и значит «ниспадение луча».

Храм возведен в 1694 году на месте часовни IV века, примечателен своеобразной архитектурой, известной под названием «купольной залы». Армянские зодчие могли прекрасно обходиться без промежуточных опор, так как их мастерски возведенные своды перекрывали значительные пролеты. Такая конструкция однопролетной церкви-залы, завершенной куполом, воплощенная в этом храме, практиковалась зодчими с первой половины VII века. Сводчатая галерея над входом, построенная одновременно с храмом, увенчана шестиколонной ротондой-звонницей. Высокий восьмигранный купол подчеркивает внутренний объем наиболее освещенной части зала. Сдержанная форма архитектурных деталей и орнаментального убранства имеет много общего с убранством кафедрального собора и храма св. Рипсиме.

 
НАТАЛИДата: Пятница, 2009-12-11, 12.20.55 | Сообщение # 17
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
ХРАМ СВЯТОЙ ГАЯНЕ

Вместе со своими 36 подругами Гаянэ погибла от руки царя Трдата III.
Девы пришли в Армению, покинув Рим из-за гонений на христиан. Красота
девы Рипсимэ поразила царя и он пожелал взять ее, но та ответила, что
дала обет принадлежать Христу.
Дьяконисса Гаянэ поощряла деву и велела не поддаваться требованиям
царя, за что была убита вместе с остальными своими воспитанницами.

Немногим позже Храма Святой Рипсимэ был сооружен храм в честь ее
христианской наставницы - Святой Гаянэ. Храм был возведён в 630 году на
месте часовни IV века и по сей день является одним из лучших памятников
армянской архитектуры. Это стройное лаконичное и строгое здание. Из
декора лишь растительный орнамент на обрамлениях дверей и окон.
Внутреннее пространство храма разделено двумя рядами колонн на три
части. Колонны являются опорами для стройного восьмигранного барабана,
которым украшен свод храма. Мощи Святой Гаянэ покоятся в южной стене
храма, рядом с алтарной нишей. Над западным входом сохранилась
стенопись XVII века на тему рождения Христа. В 1652 году храм был
капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для
погребения служителей армянской церкви. С боков галерея украшена
изящными колокольнями.

При храме
Святой Гаянэ имеется специальное помещение, где производится
жертвоприношение и закалывают жертвенных животных. Такой обряд –
приношения в жертву животных – практикуется в Армянской церкви еще со
времен Георгия Просветителя и называется - матах. Его совершают по
любому поводу: свадьбы, рождения ребенка и пр.

 
НАТАЛИДата: Пятница, 2009-12-11, 12.21.05 | Сообщение # 18
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Святой Эчмиадзин

Св. Эчмиадзин является историческим центром Армянской Апостольской Церкви. Здесь же находится Престол Верховного Патриарха-Католикоса Всех Армян.
Кафедральный собор св. Эчмиадзина был построен в начале четвертого века, в 303 году, сразу после провозглашения христианства государственной религией в Армении.
Первыми проповедниками христианства в Армении стали в первом веке святые апостолы Фаддей и Варфоломей. Тогда же зародились первые христианские общины, которые распространялись во втором и третьем веках. Христиане часто подвергались гонениям, так как официальной религией армян считалось в те времена многобожие, приближающееся в какой-то степени к эллино-римской религии.
В условиях новых исторических и политических событий, а также благодаря проповедям св. Григория Просветителя, армянский царь Тиридат Третий принимает со своей семьей св. Крещение и христианство, провозглашая его в 301 году государственной религией.
По преданию, св. Григорию Просветителю было видение: Христос в нимбе нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь. Именно поэтому построенная затем церковь была названа "Эчмиадзином", что на армянском языке означает "Сошел Единородный", т. е. Иисус Христос. Св. Григорий Просветитель считается основателем армянской церкви, которая по христианскому вероисповеданию является одной из пяти древневосточных христианских церквей.

Св. Григорий Просветитель был первым Патриархом Армянской Церкви, а ныне здравствующий Святейший Гарегин II является сто тридцать вторым Патриархом.
С самого начала и далее в течение многих веков св. Эчмиадзин являлся также центром армянской культуры и письменности. Здесь в начале V века (406 г.) св. Месроп Маштоц создал армянский алфавит и совместно с католикосом св. Сааком перевел св. Писание с греческого на классический армянский язык.
Многие поколения духовенства, жившие и творившие в св. Эчмиадзине, оставили после себя замечательные литературные и художественные произведения, являющиеся национальным духовным наследием. Здесь же развивались армянская литература, миниатюра, медицина, живопись, астрономия, богословие и философия.
В Духовной Академии св. Эчмиадзина обучались ряд выдающихся деятелей армянской культуры, такие как основоположник новой армянской литературы Хачатур Абовян, поэт Аветик Исаакян, писатели Дереник Демирчян, Левон Шант, Аксел Бакунц, литературоведы Манук Абегян и Арсен Тертерян, композитор Спиридон Меликян и многие другие.
В св. Эчмиадзине получил образование и создавал свои произведения классик армянской музыки, талантливый композитор архимандрит Комитас.
Св. Эчмиадзин неоднократно выступал защитником родины и народа, часто возглавлял национально-освободительные движения. Так было, например, в V веке, в 451 и 483 гг., когда Персия, напав на Армению, пыталась насадить в ней маздаизм (религию Зороастра) и навязать свое политическое иго. Армянский народ причислил к лику святых героя Аварайрской битвы (451 г.) полководца Вартана Мамиконяна.
Такой же патриотический дух св. Эчмиадзина проявился также в 1918 г., в дни Сардарапатской битвы, когда турецкая армия потерпела поражение и Восточная Армения была спасена от полного уничтожения. Образовавшаяся в ноябре 1920 г. Армянская Республика вошла в качестве равноправного члена в СССР, обретя таким образом мир и безопасность.
Кафедральный собор св. Эчмиадзина был построен в 303 г. в традициях древнеармянского зодчества и представляет крестообразное центрально-купольное сооружение. В течение веков собор неоднократно подвергался реконструкциям. Значительные изменения в архитектуру собора были внесены в 484 г., в период правления князя Вагана Мамиконяна. В 1658 г. при Патриархе Пилипосе была возведена центральная колокольня у западной стены собора, в 1869 г. при Патриархе Геворке Четвертом с восточной стороны собора была пристроена его музейная часть.
Росписи внутри собора были сделаны в стиле школы художников Овнатанянов в XVIII веке, в период персидского владычества.
В VII веке недалеко от Кафедрального собора были построены монастыри св. Рипсимэ и св. Гаянэ (618 и 630 гг.), которые исторически связаны с Католикосатом св. Эчмиадзина и являются классическими памятниками достигшей своего совершенства армянской архитектуры.
В 1956--1966 гг. Кафедральный собор, монастыри Рипсимэ и Гаянэ были реставрированы усилиями Его Святейшества Католикоса Васкена Первого.
На территории монастыря находятся также несколько исторических сооружений: "Врата царя Тиридата" (VII век), монастырская трапезная "Казарапат" (XVII век), старые (бывшие) Патриаршие покои (начало XVIII века), монашеские кельи "Еремян" (XIX век), здание Духовной Академии (начало XX века). новые Патриаршие покои, построенные в 1915 году и полностью реставрированные в 1958--1962 гг.
За время 25-летнего патриаршества Его Святейшества Васкена Первого (1955--1980) на территории монастыря появились новые сооружения: Главные ворота монастырского двора и окружающие его стены, здание типографии, башня с часами, монастырская гостиница и здание музея "Алекс--Мари Манукян".
В музее Кафедрального собора хранится коллекция произведений армянского церковного искусства XIV--XIX вв.: старинные рукописи, украшенные миниатюрами, иконы, образцы художественной вышивки, гравюры на меди и на серебре, большие церковные занавеси.
Значительная часть этих ценностей была доставлена в св. Эчмиадзин беженцами из Западной Армении, спасшимися от геноцида 1915 г., развязанного Оттоманской Турцией. Св. Эчмиадзин располагает также ценной коллекцией древних армянских монет, армянских ковров и картин, являющихся произведениями как советских, так и зарубежных армянских художников.
Эчмиадзинский Кафедральный собор, один из древнейших в мире христианских памятников, которому приблизительно тысяча семьсот лет, отличается самобытным архитектурным стилем. В то же время это святыня и место паломничества для семи миллионов армян, проживающих как в Армении, так и за рубежом.

 
НАТАЛИДата: Пятница, 2009-12-11, 12.21.15 | Сообщение # 19
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Монстырь Святой Рипсимэ

Монастырь св. Рипсимэ - один из известнейших святых мест города Вагаршапата - колыбели армянского христианства и резиденции Его Святейшества. Он был построен на месте мученичества одного из предтечей окончательной победы христианства - св. девы Рипсимэ и ее сподвижниц. По свидетельству Агафангела, на месте мученичества св. Рипсимэ св. Григорий Просветитель и Царь Тиридат III построили часовню, полуподвальное строение с четырьмя каменными колоннами и шапером наверху. При католикосе Сааке Партеве в 395 г. на могиле св. Рипсимэ была построена маленькая часовня. В начале VII века, в золотом веке армянской архитектуры, по распорядительству католикоса на месте прежней часовни возвысилось новое и великолепное строение, величием которого может восхищаться и наше поколение. Судя по строению великолепного храма св. Рипсимэ и воодушевленному гимну "Андзинк Нвиреалк", католикос Комитас Ахцеци (615-628) уделил особое место увековечению св. Рипсимэ и ее сподвижниц. А одной из двух эпитарий церкви католикос называется "строитель" использовалось как архитектор. Следовательно, католикос был не только заказывающим, но и автором блестящей архитектурной композиции церковной постройки. С V века св. Рипсимэ уже была монастырем, имела много настоятелей. Одним из первых настоятелей был упоминавшийся в VI веке ирей Самуел, следующим был Комитас, который впоследствии стал католикосом, построившим сей храм. О мощах Св. Рипсимэ Основной святыней храма Рипсимэ было тело девы Рипсимэ, каждая кость которого стала величественной, благословенной священной мощью.

Повествующий о мученичествах дев Агафангел пишет, что св. Григорий после выхода из темницы Хор Вирапа похоронил тела святых дев, затем, проповедуя и обращая в христианскую веру двор и народ Вагаршапата, завещал им: "Давайте построим часовни, чтобы тела мучеников успокоились в мире, чтобы они могли обновить нас". Строятся три часовни, одна из которых "в северо-восточной части города, где пали мученической смертью св. Рипсимэ и тридцать две сподвижницы". Далее историк пишет, что св. Григорий повелел "построить закрепленный железными гвоздями ковчег, подобно деревянному ящику "для тел святых, после чего, уединяясь, "положил останки каждой святой в ящик, каждая в своих одеяниях, и скрепил печатью и крестом". Рассказывая о Комитасе Ахцеци, католикос Иоанн Драсханакертский пишет: "Он украсил часовню св. Рипсимэ благовидной, лучезарной, изящной постройкой". В то же время добавляет, что "при построении церкви был открыт склеп с мощами св. Рипсимэ: "Ящик был запечатан печатями св. Григория и св. Саака и позже печатью католикоса Комитаса, кой не осмелился открыть оный". Фактически в 618 г. при строительстве нынешней церкви ящик с мощами остался нетронутым и имел три печати: св. Григория, Саака Партева и Комитаса. Повествователь Вардан Аревелци пишет, что католикос Саркис Севанци (992-1019), при котором армянский Патриарший престол был утвержден в столице Ани, "построил часовню св. Рипсимэ рядом с кафедральным собором в Ани и торжественно перенес туда мощи св. Рипсимэ и назначил большой праздник по этому случаю". Сообщение повествователя не нужно понимать буквально, вероятно Саркис Севанци перенес в Ани только часть мощей, чтобы этим освятить новопостроенную церковь в Ани. Степаннос Орбелян сообщает нам, что одной из значительных святых мощей Татевского монастыря являлась правая рука св. Рипсимэ. Случаи, связанные с мощами св. Рипсимэ, были и при патриаршестве католикоса Мелкисета, в начале XVII в., о котором повествуется в отдельной главе историком Аракелом Даврижеци, оглавлено "История о мощах св. девы Рипсимэ" о том, как они были найдены и взяты католиками и как доставлены в город Исваган. Он пишет, что армянские католики из Франции прибыли в Армению, посещали монастырь и разными путями "по своему обычаю похищали людей", крали там мощи святых. Заручившись благосклонностью католикоса Мелкисета в Вагаршапате, они тайно выкопали тайник, построенный с большой изощренностью, где были мощи святой. Но провидением Господа в это время два армянских епископа входят в церковь и обнаруживают их. Ящик с мощами доставляется в монастырь св. Эчмиадзин, где собираются члены духовной братии, и осуждают поступок армянских католиков. Но католикос часть мощей отдает им. Повествователь далее пишет: "Епископы берут ковчег с оставшимися мощами и возвращают в монастырь св. Рипсимэ, кладут в часовню, глубже закапывая ковчег с мощами, с каждой стороны укреплял известью и щебнем, покрыли надгробной плитой". Католики унесли взятое в Ереван, затем, посещая другие местности, дошли до Персии, где армяне, узнав об их содеянном, обратились к шаху. Последний отнял мощи и передал местным армянам. Католики опять пришли в Армению за мощами, но были убиты разбойниками. В 1651 - 1653 гг. после реставрации часовни Аракел Даврижеци посещает часовню, "где находится ковчег с мощами", и со стен ее перенимает несколько наскальных надписей. Заветные мощи св. Рипсимэ сейчас находятся в надлежащем месте. Они являются большим утешением для верующих армян. Мощи святой лежат специально для этой цели построенной часовне по велению Святейшества Католикоса всех армян Гарегина I в 1996г. Архитектура церкви св. Рипсимэ Церковь св. Рипсимэ занимает основное и уникальное место в истории армянской церковной архитектуры, являясь классическим примером "Рипсимеаподобных" строений. Армянские и зарубежные эксперты армянской архитектуры высоко оценивают архитектурные достоинства церкви. Современное строение церкви 618 г., построенное при католикосе Комитасе, композиция представляет собой прямоугольный проект (наружные размеры 22.5х17.7м) с вписанным крестом, крылья образованы четырьмя полукруглыми алтарями, пропорционально расположенными на двух осях монастыря. Собор имеет два входа: западный и южный. Были и побочные входы с западного фасада, через которые входили в алтари, но они сейчас закрыты. Внутри собора можно видеть единую композицию со стремящимся ввысь куполом, примечательные композиционные решения, которые свидетельствуют о высоком мастерстве архитектора. Наружные фасады церкви украшены и укреплены двумя армянскими нишами. Они примечательны четкостью композиционной мысли, торжественной монументальностью, единостью объемных и проектных форм. Подобно другим памятникам Вагаршапата, церковь св. Рипсимэ была подвержена частичным разрушениям и впоследствии восстанавливалась. Вероятно в X веке основательно был отремонтирован купол. В 1653 г. в патриаршестве Филлипа Агбакеци было реставрировано каменное покрытие купола: купол с многогранным барабаном. В 1776 г. земельный участок собора был обнесен глинобитными стенами с башнями, кои сохранились с западной стороны. Каменная часть стен с восточной и южной сторон с прилегающей к двору постройкой сооружены в к. XIX в. В 1707 г. была построена колокольня. Реставрационные работы велись и в советские годы. В 1936 г. был реставрирован пол собора. В 1959 - 62 гг. проходили и реставрационные работы при патриаршестве Католикоса Вазгена I (1955 - 1994 гг.), как и в последнее время. На территории монастыря, недалеко от главной церкви, благодаря раскопкам были обнаружены руины средневековой церкви. Продолжая созидательные добрые традиции Католикоса Вазгена I, приснопамятный Католикос Гарегин I дополнил и расширил начатое (1995 - 99 гг.). При Патриархе была благоустроена территория монастыря св. Рипсимэ, где построили часовню над собранными останками дев Рипсимянц, и это молитвенное место стало новым заветным местом паломничества для нашей верующей паствы. В настоящее время монастырь св. Рипсимэ находится в центре внимания Католикоса Всех Армян Гарегина II (1999 г.), который продолжает работы по благоустройству монастыря.

Верховный архимандрит Мовсес Мовсисян Настоятель монастыря св. Рипсимэ.

 
НАТАЛИДата: Пятница, 2009-12-11, 12.21.25 | Сообщение # 20
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Цахкадзор

Цахкадзор расположен в живописной долине, на восточном склоне горы Техенис, на высоте 1845 м над уровнем моря, в 5 км на северо-восток от города Раздана.
Цахкадзор (древнее название Кечаруйк) был одним из важнейших поселений области Варажнуник провинции Айрарат исторической Армении (ныне -- поселок городского типа в Разданском районе). В раннем средневековье эта территория была местом царской охоты Аршакидов, а затем перешла в наследственную собственность феодального дома Варажнуни. В X в. область отошла к княжескому дому Пахлавуни и стала называться Цахкноц. В XI в. крупный политический деятель, военачальник, дипломат и ученый Григор Магистрос Пахлавуни здесь разворачивает широкую строительную деятельность, основав Кечарисский монастырь и построив церкви св. Григора Лусаворича (Просветителя) и Сурб Ншан (Знамение).
После освобождения в 1196 г. Кечариса от сельджуков создается возможность для нового строительства: с 1196 по 1206 гг. здесь был сооружен гавит (притвор) монастыря.
В 1203 г. Кечарис переходит во владение князя Васака Хахбакяна, который в 1214 г. строит монастырскую церковь, называемую Катогике.

С 1236 по 1243 гг. Армению завоевывают татаро-монголы. Почти все города страны подверглись разрушению и особенно пострадали монастыри, в том числе и Кечарис. Согласно сохранившейся на фасаде гавита надписи, разрушенные строения Кечариса были восстановлены в 1248 г.
Известный поэт и духовный деятель Хачатур Кечареци в XIII в. имел свою школу в Кечарисе, об учениках которой в дальнейшем многократно упоминается в рукописях других монастырей.
В XVI-XVII вв. Армения становится ареной турецко-персидских войн, тем не менее духовная и культурная жизнь в Кечарисском монастыре продолжает развиваться. В этот период в монастыре было создано множество рукописей, часть из которых сохранилась и дошла до нас.
После присоединения в 1828 г. Восточной Армении к России Кечарис становится дачной местностью для ереванцев и переименовывается в Цахкадзор. Строятся многочисленные особняки, в летние месяцы сюда переводилась часть ереванских учреждений. Дачи -- одно- и двухэтажные, с облицовкой фасадов из камня чистой тески, с деревянными балконами. Первые этажи двухэтажных зданий отводились под магазины.
С установлением Советской власти в Армении Цахкадзор превращается в основную зону отдыха пионеров и школьников республики.
В последние годы в поселке открыты новые, широкие благоустроенные улицы (Маисян, Пионеракан, Цахкадзорян), построены многочисленные жилые и общественные здания, дома отдыха и пионерские лагеря. Значительны по своей архитектуре новая гостиница, Дом творчества Союза писателей Армении, дома отдыха матери и ребенка и Ереванского Научно-исследовательского института математических машин, комплексы пионерских лагерей им. Месропа Маштоца, В. Терешковой, "Алик" и "Циацан".
В 1960-х годах Цахкадзор приобретает еще одно значение как крупный центр зимних видов спорта. К юго-западу от населенного пункта на высоте 2000 м над уровнем моря строится главный тренировочный комплекс Комитета физкультуры и спорта СССР. На спортивных площадках и корпусах, выстроенных на "Большой" и "Малой" полянах общей площадью в 65 га, имеют возможность тренироваться около 600 спортсменов почти по всем видам программы Олимпийских игр.
Цахкадзор -- родина выдающегося биолога Левона Орбели, и здесь открыт дом-музей братьев академиков Левона и Иосифа Орбели. В годы Советской власти наряду с благоустройством и застройкой Цахкадзора много внимания уделяется охране и восстановлению Кечарисского монастырского комплекса -- замечательного архитектурного ансамбля Армении. Он расположен на северо-западной окраине поселка, на правой возвышенной площадке оврага. Монастырский комплекс состоит из четырех церквей, гавита, хачкаров и двух часовен. Выстроенные из базальтовых камней чистой тески памятники относительно хорошо сохранились (разрушены лишь часовни и куполы церквей св. Григора и Катогике) и ансамбль монастыря дошел до нас в своей первоначальной композиции.
Церковь св. Григора Лусаворича (1033 г.), построенная первой в этом ансамбле, относится к созданному еще в раннем средневековье армянскому архитектурному типу купольной залы. Это обширная зала, с пристенными пилонами, увенчанная куполом и завершающаяся на востоке алтарной абсидой. По обе стороны последней расположены двухэтажные ризницы.
Внешнее оформление церкви довольно скромно. По существу единственными декоративными элементами фасадов служат порталы входов, наличники окон и трехарочный архивольт, венчающий пару ниш восточного фасада. Доминантой общего облика являлся довольно большой купол (диаметром 10,4 м). Монументальный кечарисский купол царил над всей композицией, и основной прямоугольный объем строения как был служил ему пьедесталом. Подобное решение вполне соответствовало той важной роли и значению, которыми обладала эта церковь в архитектурном ансамбле знаменитого религиозного центра.
Церковь св. Ншан (1051 г.) расположена к югу от церкви св. Григора. Это миниатюрное купольное сооружение (4,6х6,6 м) со стройными пропорциями. Являясь самым малым строением среди группы основных памятников монастыря, церковь св. Ншан благодаря своей стройности и декору оживляет и обогащает общий сдержанный архитектурный облик Кечариса.
Гавит (1196-1206 гг.) -- следующее по времени сооружение монастыря, прилегает с запада к главной церкви. Он прямоуголен в плане (14,85х16,5 м) и относится к самому распространенному -- центричному, с четырьмя колоннами, типу композиции гавитов. В центре перекрытия расположен восьмигранный купол с "ердыком" (световым отверстием).
Церковь Катогике (1214 г.) -- третья церковь в группе основных памятников Кечариса, находящаяся в южной части ансамбля, рядом с церковью св. Ншан. Это прямоугольное в плане (9,77х13,03 м) крестово-купольное сооружение с двухэтажными ризницами по четырем углам. Церковь Катогике имеет наиболее богатое внешнее оформление среди памятников Кечариса.
Автор -- архитектор Вецик -- проявил высокое мастерство не только в решении внешнего выразительного оформления, но и обнаружил творческую самостоятельность в ряде вопросов, касающихся строительства церкви с традиционной композицией.
Церковь св. Арутюн (1220 г.) расположена на расстоянии 120 м к западу от основной группы памятников. Она самая малая в Кечарисе: в плане ее размеры вместе с прилегающим с запада гавитом составляют всего 4,2х7,0 м.
Интерес представляет прилегающий к западному фасаду однонефный сводчатый гавит, общий объем и отдельные детали которого дополняют композицию церкви, образуя вместе с ней единый архитектурный организм. Заслуживает внимания вход гавита: он представляет двуарочный проем с разделяющим арки столбом круглого сечения из монолитного камня.
Надгробный памятник зодчего Вецика (XIII в.) -- один из малых, но значительных и интересных строений Кечарисского ансамбля. Он состоит из двухступенчатого цоколя-пьедестала, стоящего на нем опорного камня и венчающего это строение хачкара.
Все решение памятника таково, что он приобретает вид архитектурного сооружения, и это объясняется тем, что воздвигали его архитекторы (братья Вецика -- авторы церкви монастыря Нор-Варагаванка). Вецик относится к числу немногих архитекторов средневековой Армении, в честь которых были сооружены подобные выдающиеся памятники, причем на территории монастыря.
В Кечарисе, как и во всех аналогичных монастырях Армении, имеется множество хачкаров (в основном сохранившихся с XII--XIV вв.), придающих живописность ансамблю монастыря.
Хачкары в основном расположены в восточной части комплекса. В композициях обычно преобладают довольно тонкие орнаменты со сложными геометрическими и растительными мотивами. Между матурами (часовни), пристроенными к церквям св. Григора и св. Ншан, на общем пьедестале установлено три больших и два малых хачкара X--XIII вв. Расположение группы хачкаров на общем пьедестале есть результат развития этого древнего армянского вида искусства. Сочетание хачкаров разных стилей и даже разных размеров придает им совершенно новое качество и порождает новый тип искусства хачкаров.

 
Forum » ARMENIA » ՀԱՅԱՍՏԱՆ. ARMENIA » Монастыри ,церкви и храмы Армении (Выставляем всё что касается этой темы)
  • Страница 2 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz