Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 2024-03-29, 18.58.32
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 6
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Forum » ARMENIA » ՀԱՅԱՍՏԱՆ. ARMENIA » Монастыри ,церкви и храмы Армении (Выставляем всё что касается этой темы)
Монастыри ,церкви и храмы Армении
НАТАЛИДата: Четверг, 2009-11-26, 23.24.05 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Хор Вирап. Армения

Архитектурный памятник, XVII в., монастырь - крепость, расположенный на холме, поблизости от деревни Покр Веди Араратского марза. В старину здесь находился исторический город Арташат, одна из древних столиц Армении. Вместо существующей ныне крепости-монастыря, здесь была царская тюрьма. Вирап (на армянском языке - яма), это заполненная ядовитыми змеями и насекомыми глубокая яма, куда бросали осужденных заключенных.

По летописям известного армянского историка Агатангегоса здесь нес свои мучения Григор Лусаворич - основоположник принятия христянства в Армении (301 г.). В 642 году католикос Нерсес Г. построил часовню, которая была изготовлена из белого известника. Часовня по своей объемно - пространственной комплекции напоминала храм Звартноц, впоследствии была разрушена. Вместо нее в 1662 г. построена ныне существующая церковь Св. Аствацацин (XVII в.) к которой с западной стороны прилегает звонница. Находящаяся в комплексе Хор Вирапа яма - тюрьма, в которой находился Г. Лусаворич имеет диаметр 4,4 м. и высоту 6м. В монастыре Хор Вирапа располагалась духовная семинария. С территории монастыря, из-за особой близости, открывается необыкновенный вид на библейскую гору Арарат.

Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II газете "Коммерсантъ"
- Имеются ли у церквей общие святые и с чем это связано?

- К числу общих святых относится весь сонм угодников Божиих, прославленных церковью до Халкидонского собора 451 года (IV Вселенского для православных), после которого произошло трагическое разделение наших Церквей, имевшее далеко идущие последствия: оно прервало полноту общения в Евхаристии и Таинствах.

Одним из святых, наиболее почитаемых в Армении и включенных в святцы Русской Православной Церкви, является Григорий Просветитель. Благовествуя слово Божие, он претерпел от правившего в начале IV века царя Трдата жестокие преследования: более тринадцати лет томился святой Григорий в застенке, где его единственным собеседником был ангел, а сама тюрьма представляла собой яму, полную ядовитых насекомых. Правда Христова взяла верх, и Трдат обратился к вере, став первым армянским царем-христианином.

Сейчас на месте узилища святого Григория находится монастырь Хор Вирап, и паломники имеют возможность посетить его и поклониться месту, где совершался апостольский подвиг просветителя Армении. Тот факт, что в Русской Православной Церкви благоговейно почитают труды Григория Просветителя и явленную им святость, становится еще одним подтверждением неразрывной близости и подлинно христианской любви, существующей между Русской Православной и Армянской Апостольской Церквами.

 
НАТАЛИДата: Пятница, 2009-11-27, 08.23.35 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Гарни Крепость Гарни. Языческий храм Гарни



К юго-востоку от Еревана, на территории Абовянского района, над ущельем реки Азат расположена одноименная крепость. Сюда можно приехать на автомашине по дороге Ереван-Аван-Джрвеж-Вохчаберд-Гарни (около 30 километров), которая крутыми зигзагами за перевалом через Вохчабердский отрог Гегамского хребта спускается в живописную Гарнийскую долину. У перевала в отвесных скалах, нависших над селом, зияют древние пещеры, ставшие ныне недоступными.

Машины, направляющиеся в Гарни, обычно делают короткую остановку у высокого холма, на котором воздвигнута каменная арка-шатер родника-памятника поэту Егише Чаренцу. Отсюда хорошо просматривается обширная Араратская долина со сверкающими в голубой выси снежными вершинами Арарата. На стене родника-памятника высечены слова поэта:

"Масис, как славы трудный путь
В моем скитанье, я люблю!"

К крепости Гарни есть пешеходный путь, начинающийся от парка имени Комсомола: Нор-Ареш-Шорбулаг-Ацаван (около 20 километров). Таким образом, в зависимости от степени подготовленности и натренированности туристских групп следует остановить выбор на том или ином варианте маршрута. Первый (при наличии автотранспорта) потребует одного дня, а второй - двух.

Крепость находится рядом с селом Гарни, расположенным на плато среди колхозных полей, садов и виноградников. Многоотраслевое хозяйство артели механизировано на базе электроэнергии, получаемой от сельской гидроэлектростанции. Извилистая тропинка ведет через сады к треугольному скалистому мысу, резко вдающемуся в ущелье Азата. Уже издали под тенистыми кронами деревьев видны очертания каменных стен, сложенных из огромных базальтовых глыб. Это остатки древней крепости Гарни.

Крепость имеет форму неправильного треугольника, острым концом обращенного к ущелью. В северной части мыса, примыкающего к плато, из-под, многовековой наносной земной толщи раскопками вскрыты массивные степы с 14-ю мощными прямоугольными башнями. С юга и юго-востока крепость защищена отвесными 80-100-метровыми скалами, нависшими над рекой.



Раскопки, которые ведутся здесь систематически с 1949 года археологической экспедицией Академии наук Армянской ССР, дали интересный материал. Установлено, что окрестности нынешнего села Гарни благодаря плодоносности местных земель, обилию воды и естественной защищенности были заселены с древнейших времен. В фундаменте стены обнаружены остатки циклопической крепости эпохи бронзы. Затем следует более поздняя кладка (первой половины III века до нашей эры) из чисто отесанных базальтовых глыб весом до 6 тонн, без применения известкового раствора. Тяжелые плиты скреплены железными скобами, залитыми свинцом. Верхний ряд стены состоит из такой же кладки и относится к I веку нашей эры.




На холме, окруженном виноградниками, высятся остатки языческого храма (I век). Языческий храм Гарни является единственным памятником эпохи эллинизма в Армении. Храм, посвященный богу солнца Митре, был сооружен во второй половине 1 в., при царе Трдате I.

Храм обрушился в 1679 году вследствие землетрясения, но был востановлен в 1970 г., при этом использованы сохранившиеся на месте фрагменты, а недостающие изготовлены заново. Храм сооружен из базальта. На подиум возведены стена главного помещения и 24 колонны портика. К главному входу ведет широкая лестница. Детали здания: базальтовые колонны, карнизы, капители, украшены хорошо сохранившейся резьбой, изображающей виноградные лозы, плоды граната и другие элементы древнеармянского орнамента.

За храмом площадка суживается и резко обрывается к реке. Отсюда со 100-метровой высоты открывается замечательный вид на ущелье реки Азат, к которой слева вплотную подступают розовые скалистые отроги Гегамского хребта.



Рядом с храмом обнаружены остатки крупных сооружений. В одном из них при очистке небольшой комнаты в 1953 году открыт мозаичный пол размером 2,9x2,9 метра, являющийся уникальным памятником древнеармянской культуры.
Руководитель археологической экспедиции Б. Аракелян сделал следующее сообщение об этой замечательной находке: "Мозаика выложена на известковом растворе из мельчайших камней-самоцветов. На светло-зеленом фоне моря с большим мастерством, с изумительно тонкими переходами тонов (использованы камни 15 оттенков) изображены божества, мифологические существа... "

На мозаике сохранились надписи, сделанные на греческом языке.
 
НАТАЛИДата: Суббота, 2009-11-28, 11.17.51 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Иллюзии «Храма Солнца»

В местечке Гарни, на краю фантастически красивого горного ущелья, на
дне которого многие тысячи лет прокладывает себе дорогу быстрая река
Азат, стоит необыкновенный памятник армянской истории — настоящий
эллинистический храм. Строгие ионические колонны, удивительно точные
пропорции, симметричность, богатый орнамент на камне… Храм в Гарни —
отличный пример греко-римского периптера, этакий упрощенный Парфенон.
Удивительным кажется тот факт, что стоит этот языческий храм на
территории Армении — страны, которая первой в мире официально приняла
христианство в качестве государственной религии.
Возведение храма историки приписывают царю Трдату I (царствовал во
второй половине I века), который в свое время посетил с дружественным
визитом Рим. В еще более давние времена Гарни служила крепостью для
урартского царя Аргишти I. А с III в. до н.э. по IV век здесь
располагалась летняя резиденция армянских царей (Ервандидов,
Арташесидов и Аршакидов). Крепость затронули и опустошительные походы
римских легионов по Армении в I в. Какое-то время даже бытовало мнение,
что французское слово «гарнизон» родилось именно здесь: якобы Марк
Антоний написал Клеопатре письмо, о том, что он соорудил военный лагерь
у Гарни — гарнизон. Но это всего лишь красивая «этимологическая
иллюзия».


Храм Гарни построен по канонам классической архитектуры. Это один
из немногих хорошо сохранившихся памятников архитектуры, относящихся
еще ко временам язычества. Об этом храме даже успел написать Тацит

Сейчас комплекс Гарни представляет собой развалины крепости с некогда
мощными стенами, остатки дворцового комплекса, типичные римские бани с
чудом сохранившейся древней мозаикой на полу и, конечно же, храм, в
котором поклонялись богу солнца Митре. Статуя Митры стояла во
внутреннем помещении храма на возвышении алтаря, так, чтобы пришедшие
поклониться богу могли видеть ее, находясь на улице перед зданием.
Периодически (вероятно, в дни солнцестояния) жрецы устраивали для
прихожан своеобразный мистический спектакль. В определенное время лучи
солнца под углом падали сквозь квадратное отверстие в крыше храма на
хорошо отполированный большой прямоугольный камень, закрепленный над
входом в святилище. Отражаясь от ровной поверхности камня, солнечные
лучи попадали на залитую водой или маслом квадратную дыру в полу в
центре комнаты. От водной глади лучи тоже отражались и, на сей раз,
освещали ярким светом статую бога Митры. Так жрецы являли людям чудо
божественного Солнца.
В 1679 году по Армении прокатилось сильное землетрясение, разрушившее
множество строений. Пострадал и храм в Гарни. Его обломки разлетелись
по ущелью реки Азат. В 1966-1976 годах храм удалось восстановить
благодаря опытным реставраторам и местным жителям, которые в течение
нескольких лет собирали кусочки разрушенного здания по окрестным
склонам. Сегодня святилище бога Солнца выглядит немного заштопанным:
некоторые его части так и не были найдены или были слишком сильно
разрушены, их заменили новыми, уже не обладающими той «античной
древностью», однако эти современные «вставки» позволили сохранить
целостность храма. И это еще одна иллюзия Гарни — языческий храм,
которого уже не должно было быть, все еще возвышается над глубоким
ущельем на фоне ожерелья заснеженных гор.
А вот одна из приятных особенностей Армении: можно любоваться
памятником такого масштаба почти в полном одиночестве. Да, здесь бывают
туристы, но далеко не в таких количествах, как, скажем, в Европе. В
Гарни также периодически проходят музыкальные концерты. А в 1985 году
здесь даже снимали Песню Года, после чего у Аллы Пугачевой «в душе
родилось двустишье»:


О Гарни, Гарни, Гарни,

Крепость моей недоступной любви...

 
НАТАЛИДата: Суббота, 2009-11-28, 23.33.51 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Сокровища Пещерного Монастыря



Пожалуй, одно из самый потрясающих каменных чудес Армении, «жемчужина гор», по словам Эдуардоса Межелайтиса, — пещерный монастырь Гехард (или Герард), первоначально называвшийся Айриванк. Он был основан в IV веке Григорием Просветителем — Первым Католиком Армении. Монастырь, располагающийся наполовину в естественных пещерах, неоднократно подвергался нападениям сначала арабов, а потом турков-сельджуков. В XIII веке благодаря усилиям армянских князей из рода Закаре и Прошьянов здесь был возведен главный храм — Катогике, полупещерная часовня Святого Георгия, церковь Авазан, а затем зодчим Галдзагом прямо в монолите скалы была вырублена еще одна церковь Аствацацин и две княжеские усыпальницы. Тогда же монастырь получил название Гегардаванк — «Монастырь Копья». Сюда, если верить преданию, апостол Фаддей принес копье, которым римский воин пронзил сердце распятому Христу.



Гехард скрывает множество сокровищ: то в одной из пещер наткнешься на маленького керамического ангелочка, такого трогательного, нежно-белого на фоне черных закопченных стен, то совершенно неожиданно попадешь в огромный торжественный зал с колоннами, то поднимешь голову вверх и увидишь невообразимую резьбу на потолке, а то вдруг в полумраке храма вспыхнет яркий свет — это лучи солнца пробьются через окошко. Одно старинное предание рассказывает о захватившем Гехард Тамерлане, который, думая, что в храме находятся невиданные богатства, излучающие яркий свет, попытался их схватить, но ухватил только пустоту.



И это было тайной чудодея,
А попросту — оптический обман.
Казалось, что молитвенно радея,
С простертыми руками Тамерлан
Застыл на месте, может, сожалея,
Что храма не взвалить на караван...
Сиявуш Мамедзаде

На территории Гехарда находится также родник с чистой водой, которую почитают как священную. А если выйти за монастырские стены и перейти быстротекущую реку по симпатичному горбатому мостику, то можно попасть в еще одну пещеру, из недр которой открывается потрясающий вид на весь монастырский комплекс. Всюду в окрестностях Гехарда деревья увешаны разноцветными тесьмами. Это армянский обряд «матах»: ленточки завязывают, загадывая самое заветное желание. И, конечно же, в Гехарде можно найти множество разнообразных хачкаров, многие из которых монахи и паломники высекали прямо в скалах. Поистине, нет предела совершенству армянских мастеров-каменщиков. Они сумели в своих творениях запечатлеть духовный и культурный облик целой страны.

Как летопись, читал твои каменья я
Вдоль всех дорог, при солнце и во мгле,
Но глубже суть твою постиг, Армения,
Я в храме том, что выдолблен в скале.
С каким желанием и верой пламенной
Свой лик народ стремился сохранить,
Что смог в горе, в породе этой каменной
Такой приют для духа сотворить!
Нил Гилеви

 
НАТАЛИДата: Вторник, 2009-12-01, 14.37.10 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Монастырь Санаин(Армения)



Монастырь расположен в одноименном селе, на небольшом горном плато,
у каньона реки Дебед, на высоте 1000 м над уровнем моря. По другую
сторону реки находится город Алаверди, дорога от которого до монастыря
начинается у древнего Санаинского моста.

Точная дата основания монастыря не установлена. Однако известно, что
в X-XI в. Число монахов здесь достигло нескольких сот человек.
Предполагают, что это были армянские священнослужители, изгнанные из
Византии императором Романом Лакапином. В этот период Санаин приобрел
значение просветительского центра Армении, школа при его монастыре была
преобразована в Академию, известную в истории Армении как Академия
Григора Магистроса Пахлавуни. Большое внимание в ней уделялось изучению
гуманитарных наук, здесь преподавали выдающиеся ученые и просветители
Средневековья – Теодорос, Вардан, Анания и другие, прозванные
Санаинскими.




Монастырь занимает небольшую, около 2га территорию, в центральной
части которого, вокруг главного храма Санаина – Сурб Аствацацин –
построены церковь Аменапркич и часовня Сурб Григор (X в.), здание
академии (XI в.), книгохранилище (1063г.), здание галереи (конец X в.),
притвор (1181г.) и колокольня (XIII в.).

Сурб Аствацацин – древнейшее из сохранившихся сооружений монастыря.
Здание, сложенное из полутесаного базальта, представляет собой
крестовокупольный храм с четырьмя пределами по всем сторонам. Уцелевшие
фрагменты штукатурки со следами росписи позволяют предположить, что
интерьер церкви был украшен стенописями. С течением веков церковь
неоднократно ремонтировалась и частично перестраивалась. Так, в 1652г.
был надстроен купол.




Церковь Аменапркич – самый крупный из всех памятников Санаина. В X
в. Она служила кафедральным собором Лорийского царства. Это сооружение
относиться к тому же крестовокупольному типу, что и Сурб Аствацацин, от
которой ее отличает лишь кладка, выполненная из чисто тесаных квадратов
базальта, да детали, обусловленные большими размерами церкви.
Достопримечательность этой церкви – помещение в верхней части
восточного фасада скульптурная группа – цари Кюрике и Смбат, держащие в
руках модель храма. Турки-сельджуки в 1064 г., а затем персы в 1104г.
разграбили собор вместе с другими храмами Санаина. Дело завершило
землетрясение 1139 г., которое значительно повредило весь ансамбль
памятников. Последующие реставрации XIII-XIX в. Восстановив облик
церквей, не вернули им, к сожалению, былого великолепия убранства.

Между церквами Сурб Аствацацин и Сурб Аменапркич строителями X в.
Был оставлен узкий проход. Однако зодчие вскоре убедились в том, что
частые землетрясения в этих местах могут разрушить церкви. Ими было
принято остроумное и чрезвычайно правильное с инженерной точки зрения
решение – заполнить пространство между церквами еще одной постройкой,
которая создаст единую объемно-пространственную композицию, что
значительно повысит сейсмическую устойчивость всех этих сооружений.
Такой постройкой стало помещение Академии. Композиция его представляет
каркасную конструкцию однонефной галереи с мощными арками и устоями,
перекрытую каменными плитами.

Книгохранилище Санаина – крупнейшее средневековое книгохранилище
Армении. Возведено оно было на вредства и по повелению царевны Грануш.
В нем сохранялись не только манускрипты, но и всевозможная ценна
утварь монастыря. Квадратное в плане помещение книгохранилища увенчано
восьмигранным шатром. Основной свет в течение дня проникает в помещение
через круглый проем в его вершине, он же служит и для вентиляции. Роль
шкафов здесь играли разнообразные по величине, форме и высоте положения
десять ниш. Для защиты помещения книгохранилища от солнца, ветра, дождя
и снега, создания перед ним своеобразного климатического «шлюза» -
вдоль его южной стены была возведена галерея, которая кроме как место
для бесед использовалась в качестве усыпальницы знатных лиц. В ней до
сих пор сохранилось надгробие княгины Нарджис, сестры Закарэ и Иванэ
Захаридов.

Притвор монастыря в Санаине возведен на месте более раннего,
разрушенного иноземцами и землетрясением. Новое помещение представляет
собой квадратный зал, украшенный четырьмя центральными колоннами. Шатер
притвора вытянут по высоте, это впечатление усиливается его
восьмигранной формой со световым отверстием, сосредотачивающим взгляд
зрителя на виднеющемся в вышине голубом небе. Лаконичные внешние формы
притвора дошли до нас без существенных изменений.

Последним монументальным сооружением монастыря была колокольня. В
отличие от деревянных вышек, часто служивших в средневековой Армении
колокольнями, эта представляет собой квадратную в плане трехэтажную
башню, увенчанную шестигранной ротондой, в которой висели колокола. Три
различных по назначению этажа использовались следующим образом. Первый,
в настоящее время основательно перестроенный, служил монастырским
складом. Второй, состоящий из трех небольших приделов, использовался
как молельня при монашеских бдениях. В просторном и светлом помещении
третьего этажа, вероятно, работали переписчики рукописей.





Рядом с основным комплексом расположена усыпальница семейства
Захаридов. За пределами монастыря сохранилась церковь Сурб Арутюн XIII
в. Это миниатюрное, квадратное в плане здание со сводчатым залом и
двускатной кровлей. От всех прочих ее отличает наличие двух алтарных
апсид, что делает ее скорее поминальной часовней. Правый алтарь ее был
посвящен Воскресению, левый – Св. Григору, в память, вероятно, Григора
Тутеворди, чей надгробный хачкар находится на территории монастыря.

К востоку от Санаина на вершине лесистого холма стоит церковь Сурб
Карапет. Это небольшая однонефная базилика со сводчатым перекрытием, с
северной стороны к ней примыкают два миниатюрных придела. Построенная в
начале XI в., она интересна тем, что ее нижние части сложены из грубо
обколотого темно-зеленого кварцита кладкой «рыбная кость». Обрамления
же проемов и верхняя часть церкви сложены из чистотесаных блоков
базальта.

В селе Санаин помимо монастыря можно осмотреть дом-музей братьев
Анастаса и Артема Микоянов – политического деятеля советского времени и
известного авиаконструктора. Музей расположен в нескольких сотнях
метров ниже монастыря.
 
НАТАЛИДата: Четверг, 2009-12-03, 07.50.33 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Кафедральный собор св. Эчмиадзина

Св. Эчмиадзин является историческим центром Армянской Апостольской Церкви. Здесь же находится Престол Верховного Патриарха-Католикоса Всех Армян.
Кафедральный собор св. Эчмиадзина был построен в начале четвертого века, в 303 году, сразу после провозглашения христианства государственной религией в Армении.
Первыми проповедниками христианства в Армении стали в первом веке святые апостолы Фаддей и Варфоломей. Тогда же зародились первые христианские общины, которые распространялись во втором и третьем веках. Христиане часто подвергались гонениям, так как официальной религией армян считалось в те времена многобожие, приближающееся в какой-то степени к эллино-римской религии.
В условиях новых исторических и политических событий, а также благодаря проповедям св. Григория Просветителя, армянский царь Тиридат Третий принимает со своей семьей св. Крещение и христианство, провозглашая его в 301 году государственной религией.

По преданию, св. Григорию Просветителю было видение: Христос в нимбе нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь. Именно поэтому построенная затем церковь была названа "Эчмиадзином", что на армянском языке означает "Сошел Единородный", т. е. Иисус Христос. Св. Григорий Просветитель считается основателем армянской церкви, которая по христианскому вероисповеданию является одной из пяти древневосточных христианских церквей.
Св. Григорий Просветитель был первым Патриархом Армянской Церкви, а ныне здравствующий Святейший Гарегин II является сто тридцать вторым Патриархом.
С самого начала и далее в течение многих веков св. Эчмиадзин являлся также центром армянской культуры и письменности. Здесь в начале V века (406 г.) св. Месроп Маштоц создал армянский алфавит и совместно с католикосом св. Сааком перевел св. Писание с греческого на классический армянский язык.
Многие поколения духовенства, жившие и творившие в св. Эчмиадзине, оставили после себя замечательные литературные и художественные произведения, являющиеся национальным духовным наследием. Здесь же развивались армянская литература, миниатюра, медицина, живопись, астрономия, богословие и философия.
В Духовной Академии св. Эчмиадзина обучались ряд выдающихся деятелей армянской культуры, такие как основоположник новой армянской литературы Хачатур Абовян, поэт Аветик Исаакян, писатели Дереник Демирчян, Левон Шант, Аксел Бакунц, литературоведы Манук Абегян и Арсен Тертерян, композитор Спиридон Меликян и многие другие.

В св. Эчмиадзине получил образование и создавал свои произведения классик армянской музыки, талантливый композитор архимандрит Комитас.
Св. Эчмиадзин неоднократно выступал защитником родины и народа, часто возглавлял национально-освободительные движения. Так было, например, в V веке, в 451 и 483 гг., когда Персия, напав на Армению, пыталась насадить в ней маздаизм (религию Зороастра) и навязать свое политическое иго. Армянский народ причислил к лику святых героя Аварайрской битвы (451 г.) полководца Вартана Мамиконяна.
Такой же патриотический дух св. Эчмиадзина проявился также в 1918 г., в дни Сардарапатской битвы, когда турецкая армия потерпела поражение и Восточная Армения была спасена от полного уничтожения. Образовавшаяся в ноябре 1920 г. Армянская Республика вошла в качестве равноправного члена в СССР, обретя таким образом мир и безопасность.
Кафедральный собор св. Эчмиадзина был построен в 303 г. в традициях древнеармянского зодчества и представляет крестообразное центрально-купольное сооружение. В течение веков собор неоднократно подвергался реконструкциям. Значительные изменения в архитектуру собора были внесены в 484 г., в период правления князя Вагана Мамиконяна. В 1658 г. при Патриархе Пилипосе была возведена центральная колокольня у западной стены собора, в 1869 г. при Патриархе Геворке Четвертом с восточной стороны собора была пристроена его музейная часть.
Росписи внутри собора были сделаны в стиле школы художников Овнатанянов в XVIII веке, в период персидского владычества.

В VII веке недалеко от Кафедрального собора были построены монастыри св. Рипсимэ и св. Гаянэ (618 и 630 гг.), которые исторически связаны с Католикосатом св. Эчмиадзина и являются классическими памятниками достигшей своего совершенства армянской архитектуры.
В 1956--1966 гг. Кафедральный собор, монастыри Рипсимэ и Гаянэ были реставрированы усилиями Его Святейшества Католикоса Васкена Первого.
На территории монастыря находятся также несколько исторических сооружений: "Врата царя Тиридата" (VII век), монастырская трапезная "Казарапат" (XVII век), старые (бывшие) Патриаршие покои (начало XVIII века), монашеские кельи "Еремян" (XIX век), здание Духовной Академии (начало XX века). новые Патриаршие покои, построенные в 1915 году и полностью реставрированные в 1958--1962 гг.
За время 25-летнего патриаршества Его Святейшества Васкена Первого (1955--1980) на территории монастыря появились новые сооружения: Главные ворота монастырского двора и окружающие его стены, здание типографии, башня с часами, монастырская гостиница и здание музея "Алекс--Мари Манукян".
В музее Кафедрального собора хранится коллекция произведений армянского церковного искусства XIV--XIX вв.: старинные рукописи, украшенные миниатюрами, иконы, образцы художественной вышивки, гравюры на меди и на серебре, большие церковные занавеси.

Значительная часть этих ценностей была доставлена в св. Эчмиадзин беженцами из Западной Армении, спасшимися от геноцида 1915 г., развязанного Оттоманской Турцией. Св. Эчмиадзин располагает также ценной коллекцией древних армянских монет, армянских ковров и картин, являющихся произведениями как советских, так и зарубежных армянских художников.
Эчмиадзинский Кафедральный собор, один из древнейших в мире христианских памятников, которому приблизительно тысяча семьсот лет, отличается самобытным архитектурным стилем. В то же время это святыня и место паломничества для семи миллионов армян, проживающих как в Армении, так и за рубежом.

 
НАТАЛИДата: Четверг, 2009-12-03, 23.53.03 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
МАРМАШЕН



Мармашенский храм-это армянский архитектурный ансамбль
,который находится к юго-западу от села Ваграмаберд Ахурянского района Армении ,на расстоянии примерно двух километров,на левом берегу реки Ахурян.
Храм состоит из двух архитектурных ансамблей- большого и малого.
Главная церковь храма-Катогике,согласно протоколу,была сооружена князем -патриотом Ваграмом Пахлавуни в 988-1029 годах,когда Ани был ещё роскошным престольным городом Багратидов.В результате набегов сельджуков храм был значительно разрушен.Однако в 1225 годуВнуки Ваграма Пахлавуни архиепископ Григор и его брат Гариб реставрировали церковь Катогике.

Этот архитектурный ансамбль во времена Багратидов был весьма ценным сооружением. В его основе лежали типичные строительные формы армянской национальной архитектуры.Устремлённые стрельчатые колоннады ,нарные полуколонны,арки ,многоугольный купол,пирамидообразное покрытие,франтоны,миниатюры,барельефы и т.д.Малый архитектурный ансамбль был знаменательным религиозным и культурным центром Армении.

 
НАТАЛИДата: Пятница, 2009-12-04, 08.53.30 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Гарни

Гарни — посёлок в Армении, в 28 км от Еревана в марзе Котайк, в долине реки Азат. Население составляет 7 215 человек. Знаменит прежде всего восстановленным из руин в советское время языческим храмом I в. н. э., представляющим собой изящный периптер эллинистическо-римского типа!Крепость Гарни упоминается Тацитом в связи с событиями в Арме­нии ещё в первой половине I в. н. э. Была построена армянским царём Трдатом I (54—88 гг.) в 76 г., о чем свидетельствует обнаруженная там же его над­пись на греческом языке. Об этой надписи имеются упоминания у Мовсеса Хоренаци, который приписывал её, как и перестройку крепости, Трдату III Великому (286—330 г.).Крепость Гарни одно из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Крепость Гарни начали строить еще во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века. В конечном итоге армянские правители сделали ее неприступной. Цитадель защищала своих жителей от иноземных нашествий более 1000 лет.

[img][/img]

Армянские цари очень любили это место — и не только из-за ее неприступности, но и по причине потрясающего климата — и превратили его в свою летнюю резиденцию. Крепость Гарни находится в 28 км от столицы Армении Еревана. В стратегическом отношении местоположение Гарни было выбрано чрезвычайно удачно. Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи крепость эта была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры, после чего он собрал население Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни, впоследствии ставшей Ереваном.

Крепость Гарни занимает господствующий над прилегающей местностью треугольный мыс, огибаемый рекой Азат с двух сторон, глубокое ущелье и отвесные склоны служат неприступным естественным рубежом, в остальной части крепости создана мощная оборонительная система- могучая крепостная стена с четырнадцатью башнями.

На том участке, где подход к крепости был осложнен природными условиями башен меньше, они поставлены на расстоянии 25-32 м друг от друга. А в той части, где противник мог сравнительно беспрепятственно подойти к стенам и, башни возведены чаще, и находятса на расстоянии 10-13,5 м друг от друга. Башни имели прямоугольную форму. На Армянском нагорье прямоугольные башни существовали еще с урартских времен.

Как крепостные стены, так и башни построены из больших глыб местного голубоватого базальта, без раствора. соединены железными скобами, углы соединения залиты свинцом. Крепостные стены имеют толщину 2,07-2,12 м и длину по всему периметру (вместе с башнями) 314,28 м. В отдельных местах сохранилось 12-14 рядов высотой до 6-7 м. Внутрь крепости можно было попасть лишь через одни ворота шириной с одну колесницу. При этом численность войск в крепости была огромной.В результате сильного землетрясения в 1679 г. храм был почти полностью разрушен, его восстановили в 1966—1976 г. Возле храма сохранились останки древней крепости и царского дворца, а также здание бани, сооружённое в III веке. Здание включало не менее пяти помещений различного назначения, из которых четыре имели по торцам апсиды. Полы украшены эллинистической мозаикой.
 
НАТАЛИДата: Пятница, 2009-12-04, 09.00.05 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
ГЕГАРД

История

Монастырь был основан в IV в. на месте священного источника, берущего начало в пещере. Поэтому изначально он получил на звание Айрива́нк (арм. Այրիվանք), что означает «Монастырь пещеры». Согласно преданию, основателем монастыря был Св. Григорий Просветитель.

Первый монастырь в IX в. был разрушен арабами. Из сооружений Айриванка не уцелело ничего. Согласно сведениям армянских историков IV, VIII и X вв., монастырский комплекс включал в себя помимо религиозных строений, также хорошо оснащённые жилые и служебные строения. В 923 г. Айриванк очень серьёзно пострадал после захвата его Насром, вице-регентом арабского халифа в Армении, разграбившим все ценности, включая уникальные рукописи, и сжёгшим величественные монастырские сооружения. К менее значительным разрушениям привели также землетрясения.

Несмотря на то, что имеются надписи, датируемые 1160 г., главная часовня была построена в 1215 г. под покровительством братьев Закаре и Иване, военачальников грузинской Царицы Тамары, отвоевавшей бо́льшую часть Армении у турок. Гавит, частично свободно стоящий, частично вырезанный в утёсе, датирован временем ранее 1225 г., а ряд часовен, высеченных в скале, — серединой XIII в. После этого монастырь был приобретён князем Прошем Хахбакяном, являвшимся наместником Закарянов и основателем Княжества Прошянов (согласно нормам транскрибирования, для лучшей передачи звуков также возможно прочтение — Прошьянов). За короткий период Прошьяны построили пещерные сооружения, принёсшие Гегарду заслуженную славу — вторая пещерная церковь, родовая гробница, жаматун Папак и Рузакан, зал для собраний и обучения (обвалившийся в середине XX в.), а также многочисленные кельи. Комната, протянувшаяся из северо-восточной части гавита, в 1283 г. стала гробницей князя Проша Хахбакяна. Была также высечена смежная комната с гербом рода Прошьянов — орёл, держащий в своих когтях ягнёнка. Ступени на западе гавита ведут к погребальной комнате, высеченной в 1288 г. для Папака Прошьяна и его жены Рузакан. В 1200-х гг. Прошьяны оборудовали монастырский комплекс ирригационной системой. В те времена Гегард был также известен как Монастырь семи церквей и Монастырь сорока алтарей. Всё, что окружает монастырь — это скалы, пещеры и хачкары. Монастырь не был действующим, а главная церковь зимой использовалась как убежище от карапапахских кочевников до того, как был приведён в прежнее состояние несколькими монахами из Эчмиадзина после присоединения к Российской империи. Восстановленный в целях туризма, монастырь по-прежнему остаётся важным местом для паломничества.



Гегард известен также и реликвиями, которые хранились в нём. Самая важная из них — копьё, которым был сотник Лонгин пронзил тело Иисуса Христа на кресте, как считается, привезённое апостолом Фаддеем, отчего и произошло название монастыря, которое используется и по сей день — Гегардаванк, которое было впервые записано в документальном источнике в 1250 г. Это обстоятельство сделало монастырь популярным местом для паломничества армян в течение многих веков. Реликвии апостолов Андрея и Иоанна были подарены в XII в. Благочестивые посетители в течение последующих веков одаривали монастырь землёй, деньгами, рукописями и т. д. В одной из пещерных келий в XIII в. жил известный армянский историк Мхитар Айриванеци. Кроме легендарного копья, в Гегарде не уцелело ни одного произведения прикладного искусства. На конце рукоятки копья имеется присоединённая к ней ромбовидная пластина, на которой вырезан греческий крест с расширяющимися концами. В 1687 г. для копья, хранящегося сейчас в сокровищнице Эчмиадзина, был сделан специальный ковчег из серебра, позолоченный снаружи, который является характерным для Армении XVII в. изделием ручной работы.Скальная церковь с родником

Первая пещерная церковь, Авазан (дословно — «водоём»), располагается на северо-запад от гавита. Она была высечена в 1240-х гг. на месте древней пещеры с родником (место поклонения во времена язычества).

Церковь целиком выкопана в скале, в плане представляет собой равноплечий крест. Особенностью внутренней части помещения являются два перекрещивающихся свода со сталактитовым куполом в центре. Надпись гласит, что эта церковь является работой архитектора Галдзака, который в течение сорока с небольшим лет также занимался строительством и других скальных церквей и жаматунов. Его имя вырезано на основании перекрытия, украшенном рельефами с изображениями гранатов.

Основное пространство церкви, прямоугольное в плане, увенчано кафедрой и соединённой с алтарём апсидой, а также двумя глубокими нишами, которые придают интерьеру форму незавершенного крестообразного купола. Две пары остроконечных перекрещивающихся сводов образующих основание перекрытия, остальная часть держится на полуколоннах стен. Так же как и в гавите, внутренняя поверхность перекрытия вырублена в грациозной форме сталактитов, которые также украшают капители полуколонн, а также полукруглый выступ апсиды алтаря. Композиционно наиболее интересны украшения южной стены. Вырезанные на ней тройные дуги с различными по форме апсидами вверху и внизу соединяются при помощи блестяще выполненных растительных орнаментов.
Жаматун
Изображения львов и крестов на северной и восточной стенах жаматуна

Усыпальница Прошьянов и вторая пещерная церковь Богоматери (Аствацацин) расположены в восточной части Авазана. Они были вырублены в 1283 г., предположительно, также Галдзаком. Они также являются проходами через гавит. Жаматун представляет из себя практически квадратную выдолбленную в скале комнату с глубоко вырезанными рельефами на стенах. Интересен довольно старомодный для того времени рельеф на северной стене, над сводчатыми проходами: в центре — головы львов с цепью на шеях, их головы повёрнуты к наблюдателю; вместо пучков хвоста — головы смотрящих наверх драконов — всё это сближает рельеф с изображениями языческих времён. Между львами, над цепью — орёл с полураскрытыми крыльями и ягнёнком в когтях. Это, вероятно, — герб княжеского рода Прошьянов.

Рельефы восточной стены — не менее живописны. Входы в маленькую часовню и церковь Аствацацин украшены прямоугольными наличниками, соединёнными двумя рельефами с изображением крестов. На воротах часовни вырезаны изображения сирен, а на стенах церкви — человеческие фигуры с согнутыми в локтях руками, одетые в длинные платья, и с нимбами над головами. Возможно, это — члены княжеского рода.

Под полом находится усыпальница.




Скальная церковь за жаматуном

Путь через усыпальницу ведёт ко второй скальной церкви. Она, как указано в надписи, была построена в 1283 г. на пожертвование князя Проша. В плане имеет крестообразную форму. Углы — кривые, а барабан купола отмечен полуколоннами, перемежающимися с глухими окнами. Купол украшен кругом. Поверхность стен содержит рельефы, изображающие животных, воинов, кресты, а также рельефы на растительные мотивы.

В отличие от сталактитов в форме трилистника и четырёхлистника, украшения церкви Аствацацин (Богоматери) включают орнаменты в виде розеток и различных геометрических фигур. Передние ворота кафедры алтаря украшены узорами в форме прямоугольников или ромбов. Реалистическое изображение козла найдено на стыке ступеней алтаря. На хачкаре, слева от апсиды алтаря, обнаружены человеческие фигуры. Человек с посохом в правой руке и в той же позе, что и фигуры на стенах жаматуна, может быть изображением князя Проша, основателя церкви. Другая фигура, держащая копьё в левой руке, опущенной вниз, и дующая в поднятый вверх духовой инструмент, изображена практически в профиль.

Верхний жаматун

Жаматун Папак и Рузакан был построен в 1288 г. на втором уровне, к северу от усыпальницы Прошьянов, в качестве внешней лестницы (рядом с дверью в гавит). Верхний жаматун также вырублен в скале. Его форма повторяет форму гавита. В нём имеются гробницы князей Мерика и Григора, а также как известно, гробницы других принцев, ныне пропавшие. Надпись указывает на то, что этот жаматун был достроен в 1288 г.

В южной части коридора, ведущего в верхний жаматун, вырезаны многочисленные кресты. Колонны, вырубленные в цельном камне, держат гораздо меньшие по размерам полукруглые арки, умещающиеся в трапециевидные рамы, представляющие в плане квадрат. Они служат основанием сферического купола, из вершины которого проникает свет. Отверстие в нижнем правом углу позволяет увидеть нижний этаж усыпальницы.

Этот жаматун обладает выдающейся акустикой.

Часовня Св. Григория

Часовня Св. Григория Просветителя (прежде, Часовня Богоматери) построена не позже 1177 г. Расположена над дорогой, в ста метрах от входа в монастырь. Часовня частично вырублена в твёрдой скале, и, вероятнее всего, на её структуру повлияла форма имевшейся там пещеры. Часовня, прямоугольная в плане и имеющая подковообразную апсиду, с востока и северо-востока примыкает к коридорам и пристройкам, вырытым на различных уровнях и даже один над другим.

Следы штукатурки с остатками фресок указывают на то, что в часовне имелись образцы настенной росписи. Хачкары с различными орнаментами вставлены во внешние стены, а также вырезаны на поверхности прилегающей скалы..
 
НАТАЛИДата: Пятница, 2009-12-04, 11.48.19 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
ГОШАВАНК

В верховье реки Агстев (Тавушский марз) находится монастырский ансамбль Нор-Гетик. Он расположен среди дремучих дубовых лесов, в ущелье небольшой, но бурной горной речки.

Многочисленные культовые и различного назначения монументальные гражданские здания свидетельствуют о широкой активной жизни этого монастыря в XII-XIII веках. Нор-Гетик был возведен взамен погибшего от землетрясения старого монастыря Гетика в 1188 году.

Одним из тех, кто принимал участие в строительстве монастыря, был Мхитар Гош - политический деятель, выдающийся ученый, писатель, автор многочисленных басен, притч и первого судебника; в честь его монастырь назывался Гошаванком.

Церковь Григория Лусаворича, построенная князем Григор-Тха в 1241 году, отличается нарядностью декоративного убранства.

Оригинально по композиции книгохранилище с колокольней в Нор-Гетике. Первоначально, до 1241 года, здесь было возведено небольшое здание для хранения книг. Вскоре над книгохранилищем стали возводить двухэтажную колокольню. Колокольня имела большую высоту, чем церковь Григория, что придавало ей главенствующее значение в ансамбле Нор-Гетика.

Среди мемориальных хачкаров Нор-Гетика особенно выделяются хачкары, выполненные художником-резчиком Павгосом. Лучший из них - хачкар 1291 года, с вырезанной звездой и именем исполнителя. Это уникальное высокохудожественное произведение.

 
Forum » ARMENIA » ՀԱՅԱՍՏԱՆ. ARMENIA » Монастыри ,церкви и храмы Армении (Выставляем всё что касается этой темы)
  • Страница 1 из 6
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz