Иисус Христос - Аршакид!!!
|
|
SEA | Дата: Пятница, 2011-07-08, 09.46.40 | Сообщение # 11 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Парфяне исповедовали одну из форм маздаизма, покло¬нялись богу Ахурамазде, его сыну Митре и богине Анахите, то есть зороастрийской Троице. Причем Митра выступал у них часто в виде главного бога. Религия пророка Заратустры тесно переплеталась с верованиями парфян. Священной книгой зо-роастрийцев была «Авеста», имеющая общие корни с еще бо¬лее древней божественной книгой арийцев «Ригведой». Жре¬цы культа — маги (волхвы) считали себя прямыми наследни¬ками и хранителями древней арийской веры и считали своей прародиной северную страну Ариан-Веджо («Зерно Ариев»). Сам пророк Заратустра, по мнению некоторых ученых, проис¬ходил из земель, расположенных на юге Урала. В не так давно открытом городе Аркаим в Челябинской области предполага¬ется наличие его священной могилы. Вообще зороастризм эпо¬хи парфян плохо известен. Имеющиеся сведения позволяют сказать, что парфянский зороастризм очень сильно отличал¬ся от того, основы которого прописаны в «Авесте». Будущие исследователи наверняка еще удивятся тому, что они обнару¬жат в этой области знаний. Совершенно точно установлено, что культ Митры в Парфии во многом затмевал все другие ре¬лигиозные направления, поскольку был тесно связан с рели¬гиозными представлениями сако-сарматов, из среды которых парфяне и появились. Парфяне отличались исключительной веротерпимостью к религиям покоренных народов, но сами были достаточно стойки в вере. В сакско-сарматской среде, откуда происходи¬ли парфяне, в ту пору была распространена религия, среди ко¬торой выделялся культ солнечного божества, носившего раз¬личные имена, и в первую очередь— Митры. Наряду с этим солнечным божеством почиталась Великая богиня, Девствен¬ница-мать, богиня плодородия, связанная с водою, что осо¬бенно понятно на Востоке, где обилие урожая целиком зави-
сит от орошения. Местные культы в Средней Азии сливались с культом зороастрийских божеств. Пантеоны городов Месопотамии в парфянское время включают не только местных богов, но предоставляют место египетским и греческим божествам. Парфянские боги часто изображались в образе греческих богов: Ахурамазда, как Зевс, Анахита, как Артемида, Митра, как Аполлон и т.д. В Маргиане был широко распространен буддизм. В середине 1 века в Адиа-бене ее правитель Изат принял иудаизм. Иудеи жили на тер¬ритории Парфии в большом количестве еще со времен Вави¬лонского плена. Они пустили там глубокие корни. Именно в парфянский период в Вавилонии были заложены основы Тал¬муда, и именно в Парфии находился иудейский Синедрион по¬сле его изгнания из Палестины. Парфяне не преследовали иу¬деев за вероисповедание. Более того, иудеи пользовались боль¬шими льготами. Это было вызвано постоянной потребностью в финансовых средствах для ведения войн и завоевания новых территорий. Иудеи, вероятно, предоставляли такие средства, выжимая все соки из покоренных народов, как это было позд¬нее почти во всех странах Европы, например, в мавританской Испании. Складывается впечатление, что Арсакидов интере¬совал только политический аспект религии. Парфянам было безразлично в кого и как верят покоренные народы, лишь бы они оставались лояльными их власти.
|
|
| |
SEA | Дата: Пятница, 2011-07-08, 09.47.39 | Сообщение # 12 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Поскольку парфяне происходили из сако-сарматской сре¬ды, то религиозные представления последних во многом на¬ложили печать на их верования. У саков один из главных бо¬гов— Митра фигурировал, прежде всего, как гарант родового, племенного и социального, а не персонального, как в зороаст¬ризме, договора (соглашения). Он также олицетворял неизбеж¬ность наказания за нарушение договора. «Несомненно, суще¬ствовала соответствующая система этических ценностей мит-раизма, своего рода круг понятий рыцарского благочестия и морали. Наиболее известное выражение она нашла в основ¬ных типах героического или «дружинного» эпоса, создателя¬ми которого были, прежде всего, мужчины и предназначал¬ся он в основном сословию дружинников-воинов», — пишет Алишер Акишев в своей работе «Сакский митраизм» а альма¬нахе «Тамыр».
16
77
Автор «Киропедии» Ксенофонт, служивший у персов, дал характеристику бытовавшего у них кодекса чести, постулаты которого впоследствии были популярны и в парфянской сре¬де. Он включал всего три строгих правила: нужно было уметь хорошо ездить на коне, стрелять из лука и говорить правду. О происхождении европейского рыцарства из сако-сарматско-го мира пишет Франко Кардини в своей книге «Истоки сред¬невекового рыцарства», выпущенной издательством «La Nuova Italia» в 1982 году и издательством «Прогресс» в Москве в 1987. В митраизме понятие правды было приближено к ценностям кодекса чести — «рыцарству». Саки называли своих рыцарей assabara (всадники). «Рыцарский кодекс и образ рыцаря-спа¬сителя возник у них гораздо раньше, чем, скажем, в средневе¬ковой Европе. В принципе, нельзя исключать, что истоками рыцарских конгрегации в Азии были мужские союзы, в том числе и тайные, с эзотеричной и тайной идеологией и симво¬ликой», — утверждает Ааишер Акишев. Известная иранистка Мэри Бойс пишет о том, что союзы такого типа прослежива¬ются на примере морианни (morianni) — молодежных объеди¬нений в культуре индоевропейцев II тысячелетия до н.э. В том числе в государстве Митанни. Митра являлся важнейшей фи¬гурой сакской, а, следовательно, и парфянской эсхатологии. Образ этого бога был связан с представлениями о посмертном суде, с образами Спасителей — Саошьянтов. Последнее опре¬деление связывает военный аспект культа с идеей праведно¬сти, грядущего суда и спасения.
|
|
| |
SEA | Дата: Пятница, 2011-07-08, 09.48.37 | Сообщение # 13 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Практически с момента своего основания Парфянская держава неукоснительно придерживалась геополитической доктрины, основанной на отвоевании территорий, некогда принадлежавших иранским правителям — Ахеменидам. Сра¬зу же после захвата власти в Парфии они завладели соседней Гирканией. С тех пор между парфянами и Селевкидами дол¬го велись кровопролитные войны. В 228 г. до н.э. Селевк II заключил мир с Египтом и двинул крупные силы в Парфию, чтобы наказать строптивцев. Наступление вынудило царя Пар¬фии Тиридата 1 бежать к племенам, кочевавшим на границе Хорезма. Помощь северных сакских племен спасла страну от поражения. В тылу Селевка началось восстание, которое Ти-ридат использовал для перехода в наступление и восстановле¬ния своей власти в Парфии и Гиркании.
В могущественных повелителей мировой державы Арса-киды превратились при Митридате I (171—138 гг. до н.э.). Он осуществил множество успешных боевых походов и последо¬вательно присоединил Гедрозию, Сеистан, Арейю и Мидию. В 142 г. до н.э. в его руках оказывается Вавилон, в июле 141 г. до н.э. Митридат захватил столицу врага Селевкию. В 140 г. вави¬лонские клинописные документы именуют парфянского пра¬вителя титулом Ахеменидов — «Царем царей». Началом но¬вой парфянской эры в Вавилоне считали 1 нисана (апреля) 247 г. От этой даты отсчитывается история Парфии. Жители отвоеванных у Селевкидов территорий чаще всего приветство¬вали приход парфян, считая их избавителями от греко-маке¬донского ига. Митридат также вторгся в Бактрийское царст¬во в Центральной Азии и покорил две его области — Тапурию и Траксиану. К концу правления Митридата владения Арсаки-дов простирались от гор Гиндукуша до Евфрата, включая об¬ласти, отвоеванные у Греко-Бактрии, а на западе — большин¬ство районов Ирана и Месопотамии. Около 130 г. до н.э. Селевкиды сделали последнюю попыт¬ку восстановить свое господство в Азии. Антиох VII Сидет об¬рушил свою армию против парфян. Он сумел нанести ряд по ражений противнику. Войска Антиоха победоносно дошли до Мидии. Парфянский царь Фраат II начал переговоры о мире, но условия Антиоха оказались для парфян неприемлемыми. Тогда в Мидии вспыхнуло мощное восстание против Антиоха, поддержанное парфянами. Оно привело к гибели селевкидских гарнизонов и самого Антиоха Сидета (129 г. до н. э.). Римский историк Тацит первым заметил синхронность действий парфян и иудеев. Он писал: «Пока Востоком пра¬вили ассирийцы, мидяне и персы, иудеи были самыми пре¬зренными из их подданных; потом, во время господства маке¬донян, царь Антиох попытался искоренить суеверие и ввести греческие обычаи, но парфянская война помешала ему улуч¬шить нравы самого гнусного племени: ведь как раз в это вре¬мя отложился Арсак». То есть восстание Арсака произошло в тот момент, когда над иудеями нависла угроза гибели. Наибо¬лее успешное расширение Парфии на запад происходило как раз в то время, когда селевкидскую державу изнутри разрыва¬ло восстание в Иудее под руководством династии Хасмонеев
18
/9
(Маккавеев).
|
|
| |
SEA | Дата: Пятница, 2011-07-08, 09.49.30 | Сообщение # 14 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Если проанализировать действия парфян и Хас¬монеев в тот период, то вполне можно предположить, что у них был общий план. Заметьте, когда Селевкиды перекидывали ос¬новные воинские подразделения против парфян, то Хасмонеи наносили удар в спину. И наоборот. Хасмонеи, поднявшие знамя освободительной борьбы в Иудее, не принадлежали к роду Давида, а потому не могли, по иудейским законам, претендовать на царский престол. На¬пример, 18 элула 141 года до н.э. был созван Великий Собор, определивший полномочия Шимона Хасмонея как правителя и установивший юридическое обоснование для правления его сыновей. Главным пунктом постановления Собора было из¬брание Шимона правителем (наси) всех евреев, первосвящен¬ником и главнокомандующим войсками, но не царем (меле-хом). Эти титулы по наследству переходили к его сыновьям. Шимон не стал царем и даже не получил свои титулы пожиз¬ненно, а лишь «доколе восстанет пророк верный». В иудей¬ском сознании утверждение династии Хасмонеев не расцени¬валось как воплощение надежд, связанных с династией Дави¬да, несмотря на то, что они освободили страну от Селевкидов и восстановили богослужение в Храме Соломона. Чудовищ¬ная неблагодарность. Согласно религиозным предписаниям иудеи не имеют права ставить над собой царем иноземца. Армия Хасмонеев состояла в основном из иностранных наемников, а при Иоан¬не Гиркане вообще только из них. Иудеев в ней почти не было. Для оплаты услуг наемников они даже брали золото из Храма Соломона, чем вызывали возмущение в иудейской среде. Были ли вообще Хасмонеи иудеями? Не исключено, что они явля¬лись представителями какого-то знатного парфянского рода, для виду принявшими иудаизм. В составе Парфянского цар¬ства значительную роль играла Гиркания. А многие хасмонеи имели имя или прозвище Гиркан. Например, Иоанн Гиркан I (135—102 гг. до н.э.), Гиркан II (70—66 и 63—40). Большинст¬во Хасмонеев носили греческие имена. Например, Аристобул и Александр. Александр Яннай (103—76 гг. до Р.Х.), вопреки иу¬дейскому закону, провозгласивший себя царем в 103 г. до н.э., был воспитан в так называемом язычестве, и лишь исполнял положенные иудаизмом обряды. Как это похоже на парфян-
скую веротерпимость. С того времени хасмонейские правите¬ли совмещали власть царя и первосвященника в одних руках, а это было не свойственно иудеям. Начиная от Моисея и Аро¬на, функции царя и первосвященника у них были строго разде¬лены. Основатель рода Хасмонеев священник Мататия жил в нагорном городке Мадеин, находившемся вроде бы возле Ие¬русалима. Однако в названии местности не трудно заметить название Мидии — государства входившего в состав Парфян¬ского царства. Но еще более важно то, что Мадаин — это дру¬гое название зимней столицы Парфии Ктесифона. Не стран¬но ли это? Первая буква в слове «Хасмонеи», как правило «глотается» и не произносится. Это особенность почти всех языков мира. Тогда получается, что Хасмонеи — это Асмонеи. На авестийском языке, на котором написана священная «Авеста», и на средне-персидском языке — асман — это небо. На тему асов-асманов мы еще подробно поговорим в одной из дальнейших глав. Парфянская экспансия на запад временно приостанови¬лась, когда державе Арсакидов стала угрожать нахлынувшая с северо-востока очередная волна сако-сарматских (массагет-ских племен). В китайских хрониках это племенное объедине¬ние, в состав которого входило и племя кушан, носило назва¬ние «юэчжи».
|
|
| |
SEA | Дата: Пятница, 2011-07-08, 09.50.40 | Сообщение # 15 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Античные авторы также называли их тохарами. В борьбе с этими родственными племенами нашли свою смерть цари Парфии Фраат II и Артабан 1 (128—123 гг. до н.э.). Даль¬нейшее продвижение этих племен удалось остановить только Митридату II (123—88 гг. до н.э.). Этому в немалой степени способствовала военная реформа. При нем парфяне отклони¬ли движение саков в направление древней Дрангианы, вокруг озера Хамун и дальше на восток, в Арахосию. Эта территория с тех пор стала называться Сакастаном, ныне Сеистан (Сис-тан). Вскоре там образовались самостоятельные царства, рас¬пространившие свою власть на юго-восточные районы Ира¬на и северо-западные районы Индии. Но там также правили Арсакиды. После проведения военной реформы основным ядром парфянской армии стали отряды тяжеловооруженных, одетых в доспехи всадников вместо тяжелой пехоты. Митридат возоб¬новил войну с саками, нанес им несколько поражений и заста-
20
21
вил около 115 г. до н.э. признать свое право на власть. В руках парфян оказались Арейя, Трансоксания и Мерв. Только сака-рауки ост&чись в Согдиане и своей столицей считали Бухару. Очевидно, был достигнут взаимно выгодный компромисс. Сак-ские племена были интегрированы в структуру Парфянского государства или наоборот. В дальнейшем вожди саков занима¬ли при парфянском дворе очень высокое положение. Только они имели право возлагать диадему на голову вновь избранно¬го парфянского царя. То есть, формально считаясь независи¬мым государством, Парфия, в действительности, была васса¬лом северных сако-сарматских племен, об истории которых, к сожалению, до сих пор мало что известно. Захватив основные торговые пути между Востоком и Западом, Митридат торжест¬венно принял посла «Срединной империи». Император УДи из династии Хань хотел укрепить отношения с Парфией, что¬бы беспрепятственно вести торговлю. «Шелковый путь» ока¬зался под контролем Парфии. Около 120 г. до н.э. парфяне покорили царство Иоспасина. Затем были подчинеьы Элимаида (Элам) и Персида. В начале 1 в. до н.э. они нанесли ряд поражений армянам. Потом Митри¬дат II возобновил завоевательные войны на западе. В 90 г. до н.э. был разбит правитель Келесирии и Финикии Антиох X. В 88 г до н.э. в плену у парфян оказался еще один Селевкид — пра¬витель Дамаска Деметрий III. Западной границей парфянских владений стала река Евфрат. Кое-где парфяне вышли даже в Парапотамию, т. е. в область к западу от Евфрата. В 87 г. до н.э. Митридат умер, а царем стал Готарз I. Ему пришлось вести тя¬желую войну с армянским царем Тиграном II, который присво¬ил себе титул Царя царей. О последних годах правления Го-тарза сведений очень мало. Известно, что в Парфии началась гражданская война. Против Готарза выступил другой претен¬дент на престол — правитель Вавилона Ород I (Ирод). В 80 г. до н.э. он провозгласил себя царем. Но в 77 г. до н.э. с его вла¬стью покончил представитель старшей ветви Арсакидов — Са-натрук. Предполагают, что он был ставленником сакского пле¬мени сакарауков. Санатрук был уже старым человеком и правил недолго. В 70 г. до н.э. он умер. Ему наследовал сын Фраат III. При этом царе римляне в 64 г. до н.э. завоевали Сирию и сде¬лались западными соседями Парфии. 22
|
|
| |
SEA | Дата: Пятница, 2011-07-08, 09.51.17 | Сообщение # 16 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Необходимо обратить внимание на тот факт, что Арсаки-ды были очень почитаемы на всем Востоке. Их род правил не только в Парфии. Складывается впечатление, что представите¬ли Арсакидов были царями у всех скифо-сарматских племен от Вислы до Китая. Армянские источники свидетельствуют о нали¬чии кушанских и массагетских Арсакидов. В хронике Фавстоса Бузанда упоминается, что род Арсака жил в Кавказской Алба¬нии и в Южном Азербайджане. Арсакиды долгое время правили в Армении. К Арсакидам также относились правящие династии и аристократия Иберии1. Алишер Навои и Ариф Ардебиллы пи¬сали, что царь Парфии Фархад (Фраат II) приходился сыном ки¬тайскому царю. Парфяне под его руководством прогнали рим¬лян до пустынных территорий Сирии, а реку Фарат прозвали его именем. И в устье реки Фарат-Фархад был заложен город Арсак. Получается, что около 138—128 гг. до н.э. китайский царь также принадлежал к роду Арсакидов. К. Патканьян в своем дополне¬нии к первой части Санкт-Петербургского издания «Агванской истории», 1861 года, писал, что Арсак, правивший в стране Ку¬шан, являлся сыном шаха Тетала. Известно, что Тетал состоял из племен Агхун, Абдал, Идал, Хайтал. Во многом родственны были и народы, населявшие страны, которыми управляли Арсакиды. Страбон сохранил свидетельст¬во Эратосфена, использовавшего в своем труде сведения спод¬вижников Александра Македонского. Говоря о населении Пер¬сии, Мидии, Согдианы и Бактрии, он пишет, что «...эти наро¬ды одноязычны до малого». Китайский путешественник Чжан Цянь сообщает, что на всем протяжении от Давани (Ферга¬ны) до Аньси (Парфии) язык повсюду один. О родстве пар¬фян и сарматов говорят многие античные авторы. Помпоний Мела (I в.н.э.) в своем «Землеописании» (Кн. III. 4. 33) пи¬шет: «Сарматия, более широкая внутри, чем по морскому бе¬регу, отдаляется от следующих земель рекою Вистулой и, спус¬каясь вниз, доходят до реки Истра. Население ее по одежде и вооружению ближе всего подходит к парфянскому, но отлича¬ется более суровыми нравами, подобно самому климату. Сар¬маты... племя воинственное, свободное, непокорное...» 1 Пшпканов К. Опыт истории династии Сасанидов, 1863, с. 5; Эмин Н. Примечание к «Истории Армении» Моисея Хоренского. М., 1983, с. 239—240, пр. 118. 23
|
|
| |
SEA | Дата: Пятница, 2011-07-08, 09.52.06 | Сообщение # 17 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Многие данные говорят о том, что древние парфяне, ми¬дяне, саки, сарматы, аланы (массагеты, маскуты), кушаны, то¬хары, бактрийцы, согдийцы, эфталиты, киммерийцы, венеты (венды, анты, ваны), фракийиы, пеласги и даже какая-то часть (очевидно, правящая) гуннов, иберов и армян — были либо вообще одним и тем же народом, либо ближайшими родст¬венниками. Все они имели отношение к формированию сла¬вянского мира, и в частности, к происхождению русского на¬рода. Не исключено, что слово русские, в просторечии — ру¬саки, происходит от имени прародителя парфянской династии Арсакидов — Арсака. Это имя на арамейском языке писалось как РСКили РШК. На территории древней Руси историка¬ми отмечено существование государства Арсания. Не в честь ли тех самых Арсакидов, ушедших на север после поражения от Сасанидов, оно было названо? На некоторых монетах царя Парфии Готарза II, название династии написано как Арсани-ды, а не Арсакиды. 1.2. СТОЛИЦЫ ПАРФЯН Священной столицей Парфии был город Ниса, располо¬женный в горах Копетдага, вблизи современного Ашхабада, у селения Багир. Там располагались усыпальницы парфянских царей, и имелся значительный храмовый комплекс. В 4 км к се¬веру от Старой Нисы расположено городище Мансур-депе, на¬значение которого, вероятно, было связано с ритуальными от¬правлениями. Само слово «Ашхабад» (до 1921 года — Асхабад), означает «город любви». Как возникло это название неизвест¬но. Однако можно предположить, что город назван так в честь места, на котором люди поклонялись богам и своим обожеств¬ленным предкам, то есть проявляли чувство любви к ним. Само название Ниса до сих пор точно не расшифровано. Что оно означало? На арабском Ниса — это женщина, девуш¬ка, дева или дама, госпожа. В Коране даже имеется сура с та¬ким названием. Именно в ней сказано о распятии Иисуса Хри¬ста. Ферекид из Сироса (VI век до н.э.) сообщает, что Ниса означает «дерево». С арамейского слово «Ниса» можно пере¬вести, как «испытание» — от корня «нес» («знамение»). Напри¬мер, в древнеиудейской Торе это слово употребляется имен¬но в этом значении при описании испытания Авраама богом,
в тот момент, когда он должен был заколоть собственного ре¬бенка по приказу Яхве. Знаменитый иудейский раввин Маймо-нид пишет, что «Бог испытывай О.о-.л — ниса) Авраама, зная, что он пройдет испытание достойно. Вера Авраама будет све¬тить как маяк и станет знамением (а_о — нес) другим народам». В арамейском языке имеется также слово «ниса», переводящее¬ся, как «возвышенность». По мнению некоторых авторов, слово «Ниса» переводит¬ся, как «место, где небесный свет распространяется». Вероят¬но, такое объяснение может вытекать из того обстоятельства, что территория Парфии входила в местность под названием Хорасан, что в переводе означает «страна, где восходит солн¬це». По-шумерски, синий (голубой, небесный)— ниси. По¬этому слово «Ниса» может быть связано с небом, с синевой, с высотой и восходом солнца. В курдском языке, а курды считаются потомками мидян, хотя по их нынешней внешности об этом не скажешь, имеют¬ся слова низар (роща на склоне горы), низир (клятва, обет), низирге (святилище) Видимо, это слово имеет непосредствен¬ное отношение к названию горы Низир. Другое ее название — Джуди. Если принять во внимание гипотезу писателя В. Щер¬бакова о тождественности парфянской Нисы и города герма¬но-скандинавских асов — Асгарда, то последние объяснения слова вполне могут оказаться правильными. В казахском язы¬ке имеется слово «аскар», переводящееся, как «высокая, не¬доступная гора». Ассирийское слово «асу» обозначало— «вос¬ход, восток».
|
|
| |
SEA | Дата: Пятница, 2011-07-08, 09.53.01 | Сообщение # 18 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| .«Ас» легко заме¬няется на «нис», и наоборот. Город Ниса упоминается в греческой мифологии. В нем провел детство бог виноделия Дионис, спасаясь от преследо¬ваний. По просьбе Зевса, Гермес временно превратил Диониса в козленка и передал его нимфам Макриде, Нисе, Эрато, Бро-мии и Вакхе, обитавшим на горе Ниса. Они поселили Диониса в пещере, холили и лелеяли его, кормили медом. За эту службу Зевс впоследствии поместил их изображения среди звезд под именем Гиад (в созвездии Тельца). У Аполлодора написано, что «Гермес, взяв ребенка (Диониса) на руки, отнес к нимфам, ко¬торые живут в Нисе, находящейся в Азии».
24
25
В принципе, если перевести слово «Дионис», то получает¬ся Бог Нисы. Поскольку «дио» происходит от общеиндоевро¬пейского обозначения бога — «деос», «дей». Нису, где бог про¬вел детство, искали в различных уголках Азии, повсюду, где рос виноград, и где название страны сопоставлялось бы с его име¬нем. Именно на горе Ниса Дионис изобрел вино, за что его в основном и превозносят. Греки связывали фракийско-эллин-ского бога с аналогичными богами лидийской мифологии, а также идентифицировали его с египетским Осирисом и пер¬сидским Митрой. Это делало Диониса как бы богом всех на¬родов, населяющих мир. В Египте имя бога Осириса звучало, как Асра (Асир). Осирис — это греческая форма его наимено¬вания. Если Дионис — это аналог Асры (Осириса), то в этом случае мы вновь видим равнозначность корневых форм этих слов «нис» и «ас». Ниса также называлась Митридаткерт, то есть крепость, данная Митрой. Диониса часто изображали воином, вторгшимся в чужую страну, например борющимся с азиатскими амазонками. Со¬гласно Еврипиду, он со своей свитой прошел всю Малую Азию, Персию, Бактрию, Мидию и Аравию. Поэтому место, где за¬канчивалось путешествие Диониса, македоняне и греки искали на востоке. Например, когда Александр Македонский совер¬шил свой поход в Азию, где-то недалеко от границы с Индией в области Сват, у подножия Кохи-Нора, он обнаружил местеч¬ко, название которого было созвучно со словом «Ниса». Мест¬ные жители полагали, что их город основан Дионисом. После этого Александр приказал считать, что это именно так, и что Дионис победоносно прошел через всю Индию. Это не един¬ственная Ниса, через которую проследовали войска Алексан¬дра Великого. В 324 г. Александр провел месяц на Нисейских полях, где с древнейших времен выращивалась знаменитая порода лоша¬дей, слава которых и сами кони позднее достигли Китая, где получили название «небесных коней». То есть слово енисей¬ский», в данном случае, является синонимом слова «небес¬ный». За этими Нисейскими (небесными) конями император Поднебесной империи даже снарядил военную экспедицию. Это были знаменитые парфянские кони (предки ахалтекин¬ской породы лошадей). По легенде эти кони произошли от бо-
жественных жеребцов, обитавших высоко в горах и принадле¬жавших самим богам — дивам, и земных кобыл, принадлежав¬ших парфянам. Считалось, что парфянский конь на полном скаку может обогнать даже быстрокрылого сокола. Из всего этого можно сделать вывод, что название священной парфян¬ской столицы происходило от таких понятий, как небесный, высокогорный, синий, голубой, священный и т.д.
|
|
| |
SEA | Дата: Пятница, 2011-07-08, 09.53.36 | Сообщение # 19 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| В пределах Парфянского царства было подозрительно много объектов, имеющих в своем названии корень «ниса». Город Нисибис, расположенный на юге Северного Курдиста¬на вблизи реки Хабур, на границе сирийской и турецкой час¬тей Курдистана. Ныне он разделен между Сирией и Турцией. Город Нисибис, находился в Перее, стране, примыкавшей к реке Тигр. Кстати Филон в своем сочинении OOIVIKIKO пишет NaaiBic, через а, а Ураний — Neaipic. через г. По толкованию Урания слово N&njJic, означает на финикийском наречии «вме¬сте лежащие и нагроможденные камни». Но древние святили¬ща, в принципе, и состояли из таких камней. Так же имелась Нисайя — земля на северном краю гор Копетдага, где также располагалась богатая долина Астуэна. Снова мы видим за¬мещение «ниса» на «ас». В Парфии существовал также город Нисапур. В XV в. до н.э. в Северной Месопотамии находился город Нуса. Тогда этот город входил в арийское государство Митанни. В Каппадокии, на которую претендовали парфян¬ские правители, был город Кесария. Но его прежнее дорийское название было Неса. Я привел несколько примеров того, что слово Ниса писалось и через «а», и через «е», и через «у». На¬звание парфянской столицы Ниса в адаптированной форме на арабском языке выглядело как Наса. Например, в имени из¬вестного математика, врача и астронома Абул Хасана Али ибн Ахмада ан-Насави, последний элемент имени указывает на то, что он был уроженцем той самой парфянской Насы (Нисы). И самое интересное, что на территории Иудеи находился город Скифополис, называвшийся также... Нисой. Другое на¬звание этого поселения — Бейт-Шеан (Беф-Сан). Он располо¬жен в плодородной области на стыке Изреельской и Иордан¬ской долин у реки Харод, что давало возможность контролиро¬вать торговый путь из Египта в Заиорданье и Сирию. Название города, по-видимому, происходит от местного языческого бога
26 27
солнца Шеана или Сана. То есть Бейт-Шеан — это «Дом солн¬ца». Название впервые упоминается в египетских текстах XIX в. до н.э. В эпоху иудейского завоевания Ханаана, Бейт-Шеан во¬шел в надел Манассии, однако его население оставалось хана¬анским, то есть местным. Позже город был взят совместным войском филистимлян и египтян. После смерти Саула и его сыновей в битве на горе Гильбоа, их тела были выставлены на стене городской башни Беф-Сана. Он был отвоеван у фили¬стимлян лишь при царе Давиде. При царе Соломоне он стал одним из важнейших административных центров. Название Скифополис он получил от проживавших в этом городе ски¬фов. В эпоху Второго Храма Бейт-Шеан был эллинистическим городом. С римским завоеванием город стал частью Декаполи-са — конфедерации 10 эллинистических городов. Служил сто¬лицей римской провинции Палестина Секунда. В византий¬ский период пребывал столицей Галилеи и Голан. Основное его население составляли христиане.
|
|
| |
SEA | Дата: Пятница, 2011-07-08, 09.54.08 | Сообщение # 20 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
| Но вернемся к столице Парфии. В «Авесте» сказано: «Пя¬той из мест и областей наилучших Я, Ахурамазда, сотворил Нисайю, что между Моуру и Бахди. А в противостояние этому слепил Ангроманью многопагубный злое противомыслие». То есть Ниса являлась творением бога Ахурамазды в противовес главе темных сил Ангроманью. Под воздействием веков в текст «Авесты» вкралась ошибка. На самом деле это Моуру (Мерв) лежит между Нисайей (Нисой) и Бахди (Бактрией). Ниса располагалась на естественном высоком холме, воз¬ле склонов Копетдагских гор. Крепостные стены, стоящие на этой мошной платформе, имели ширину в нижней части око¬ло 10 метров. Их первоначальная высота, вероятно, достигала 20 метров. По периметру стены располагалось около 40 башен и один неприступный бастион. Внутри крепости (ее плошадь около 14 гектаров) находились два крупных архитектурных комплекса: северный и южный. Южный комплекс ныне явля¬ется главной достопримечательностью всей Нисы. В нем име¬ется несколько примечательных объектов, связанных с рели¬гиозными отправлениями парфян. Северный архитектурный комплекс Нисы состоял из большого квадратного дома, во¬круг которого располагались различные строения хозяйствен¬но-бытового назначения, в частности, винные склады, сплошь
уставленные хумами — огромными глиняными бочками, в ко¬торых хранилось вино. Виноградные плантации и сейчас со¬ставляют значительную часть полей вокруг Нисы, напоминая о деяниях бога виноделия Диониса. По мере расширения Парфянского царства столицы пар¬фян постепенно смещались на запад. После завоевания Гир-кании, области на юго-востоке от Каспийского моря, парфя¬не основали там еще одну столицу — город «ста ворот» — Ге-катомпил (городище Шахр-и-Кумис около города Дамгана в Иране). В Гекатомпиле раскопки не обнаружили городских по¬строек. Все собранные археологами материалы являются остат¬ками только церемониальных строений (гробниц и мавзолеев). То есть эта столица также являлась священным центром. Через некоторое время столицей государства стал город Рей (вблизи Тегерана, другое название Расакен), а позже — Ахматан (Эк-батана) в Мидии. Ныне это город — Хамадан. В зимнее время столицей страны становился Ктесифон (недалеко от развалин древнего Вавилона). Его другое название — Мадаин. На армян¬ском Ктесифон звучал, как Тисбон. Этот город оставался сто¬лицей Парфянского царства вплоть до его уничтожения.
|
|
| |
|