Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSВторник, 2024-11-26, 20.19.44
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Иисус Христос - Аршакид!!!
SEAДата: Пятница, 2011-07-08, 10.33.37 | Сообщение # 41
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
Вечный огонь в городе Асааке упоминается Исидором Харакским1. Сам же го¬род располагался в области Астуэна, содержащей ту же осно¬ву «ас». По соседству располагалась другая область Парфии (ее древнее ядро) — Парфиена с гробницами царей (обожествлен¬ных предков). Гробницы располагались в Нисе. Это в 15 км западнее современного Асхабада в районе поселка Багир. Как уже говорилось, само слово «Ашхабад», или «Асхабад», озна¬чает «город любви». Происхождение этого названия точно не установлено. Но корень «ас» виден и здесь. По мнению Щер¬бакова, пришедшие в эти земли тюрки позднее переосмысли¬ли это название. Не исключено, что «городом любви» Асхабад был назван из-за почитания обожествленных предков (любви к ним), то есть из-за поклонения на этом месте великим богам. В эддическом цикле асы — одновременно являются и предка¬ми, и богами.
7. Также найдено большое количество совпадений между древнеиранскими и эддическими мифами. Боги-асуры иран¬ской и парфянской мифологии соответствуют асам. Чудо¬вищный иранский дракон Дахака не только похож на дракона скандинавских песен и саг Нидхега, но и созвучен с ним сво¬им именем. Иранские космогонические мифы утверждают, что мир сотворен из частей тела человека, принесенного в жерт¬ву, а в скандинавских источниках указано его имя — великан Имир. Кстати боги Асир (Осирис), Дионис и ведический Па-руша (Перун) также были расчленены подобно Имиру.

У источника иранской и парфянской богини Ардвису-ры (Анахиты) произрастало мировое древо, которое называ¬лось ясенем Иггдрасиль. На мировом древе, или на древе всех семян, жил царь птиц Сэнмурв (Семург), который рассыпал семена по земле, другая птица относила их к источнику, из которого пила звезда (Сириус), осыпавшая землю дождями. В скандинавских источниках также упоминаются две птицы. На вершине ясеня Иггдрасиля сидит тоже царь птиц — муд¬рый орел. Между его глаз находится ястреб Ведрфельнир. Не забывайте, что между переселением асов на север и временем, когда древние сказания были записаны, прошло более тыся¬чи лет, а потому возможны искажения в названиях и именах. У соседей асов— ванов, с которыми они обменялись царями, остапось имя царя птиц, идентичное древнеиранскому Семур-гу — Семаргл.
По мнению древних иранцев. Золотой век сменяется жес¬токой схваткой сил зла и добра, добрых и злых богов и ду¬хов, приводящей к гибели мира. Но перед концом мира на¬ступит страшная зима. Скандинавские источники воспроиз¬водят эту же схему и уточняют: зима будет длиться три года, ее название — Фимбульветр. Боги будут бороться с чудовища¬ми. У иранцев это, прежде всего дракон Дахака. У скандина¬вов — Мировой змей Ермунганд и Мировой волк Фенрир. И те и другие источники одинаково утверждают, что мир погибнет в огне. Но затем наступит его возрождение. Иранский памятник «Авеста» неоднократно указывает на очищающую роль огня'. В «Ригведе» огонь именуется «стражем священного порядка» («Ригведа»,УП, 3, 3). Можно отметить еще много почти бук¬вальных совпадений. Родоначальник скандинавских асов Бури родился из соляного камня, который облизала корова Аудум-ла. Но парфяно-иранский Митра, по одному из преданий, так¬же родился из камня.
 
SEAДата: Пятница, 2011-07-08, 10.34.43 | Сообщение # 42
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
Поскольку Арсакиды были очень авторитетны в ту пору на значительных пространствах, то их мифология, нравы и обы¬чаи, разумеется, распространялись и на другие управляемые ими народы. Тем более что эти народы были родственны друг другу. Совпадения с германо-скандинавской мифологией про-

Исидор Харакский. Парфянские стоянки (11-13).

1 Kramers J.H. Analccta Orienlalia, 1. Leiden, 1954, p. 348.

58

59

сматривается также у аланов, у сарматского племени в котором правили также Арсакиды — родственники парфянских Арса-кидов. Аланов до сих пор именуют асами, хотя сами они себя называют ирон (иранцы), а асами называют соседей — бал¬карцев. От себя добавим, что в древности, и сейчас балкарцы именуют себя этнонимом алан. В 1395/96 гг. завоеватель Ти¬мур и его летописцы именовали балкарцев асами и вели с ними ожесточенную борьбу. Существует мнение болгарских ученых, что балкарцы и болгары получили свое название от среднеази¬атского города Балх. Но Балх также являлся вотчиной парфян¬ских Арсакидов.
Вероятно, Арсакиды устраивали в каждой подвластной им стране свою священную Валгаллу. Зимняя резиденция аланов носила вполне похожее название — Халхал. Одним из наибо¬лее значительных городов Кавказской Албании (Алании) был Партав. Его название схоже с названием Парфии. Непосредст¬венное взаимовлияние Парфии и Албании известно еще из ан¬тичных и раннесредневековых источников. Кстати, как я пола¬гаю, первая часть слова — «вал» — вполне может происходить от исландского «вала» — «округлый камень». Но если учесть, что асы пришли из Средней Азии, то вполне логично, что на¬стоящее название должно звучать на местном наречии. На аве¬стийском языке слово камень звучит, как «асинха», а на иран¬ском и мидийским, как «аса», на санскрите, как «асман». Если учесть, что древние арии считали небо каменным, то схожесть слов, обозначающих небо и камень, не может удивлять. В та¬ком случае Валгалла изначально могла называться Асинхал-ла, то есть и зал асов, и круглый каменный зал, и что наибо¬лее вероятно, небесный зал, то есть рай, чем и являлась Вал¬галла для асов.
9. В Асгарде жили воинственные девы — валькирии. Их имена: Хильд — «битва», Херфьетур — «путы войска», Хлекк — «шум битвы», Христ — «потрясающая», Мист — «туманная», Труд — «сила». Несколько имен перевести не удалось до сих пор: Скегуль, Гель, Скеггьельд, Гейрелуль (Гейрахед), Радгрид и Рангрид, Регинлейв. В музейных запасниках Ашхабада и Мо¬сквы Щербаков обнаружил крылатых дев, изображенных на монетах и печатях Парфии. Они также женственны, красивы и их крылья похожи на крылья ангелов. Вылитые валькирии.
 
SEAДата: Пятница, 2011-07-08, 10.35.52 | Сообщение # 43
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
Если учесть замечание, сделанное мной в предыдущем пункте на счет корня «вал», то валькирия — это либо каменная, либо небесная дева.
Добавлю, что до сих пор в убранстве туркменок прослежи¬вается влияние воинственных валькирий. Украшения из дра¬гоценных камней «гупба-тувулга» и «чекелык-букав», которые носят туркменские девушки, защищают шею от ударов меча, украшения «гулиака» защищает грудь. На запястьях располо¬жены браслеты. Различные фрагменты украшений, прикреп¬ляемые спереди и сзади платья, служат защитой от стрел и ко¬пий. Когда туркменская девушка надевает все свои драгоцен¬ности, то она превращается в воительницу, защищенную этими украшениями как латами. Общий вес этих серебряных и золо¬тых украшений составляет около 36 кг.
10. В Нисе располагалась царская крепость Арсакидов, там раскопаны дворцы, хозяйственные постройки, храмы, вино-хранилища, казармы для гвардейских подразделений. Имен¬но здесь могла располагаться одна из Валгалл — рай асов. По¬сле последних широкомасштабных раскопок в Нисе были об¬наружены многие культовые здания. Внимание В. Щербакова совершенно справедливо привлек загадочный Круглый храм Старой Нисы. Внешний контур стен этой постройки образу¬ет квадрат. А внутри располагалось круглое помещение диа¬метром не менее семнадцати метров. Высота стен этого зала достигала 12 метров. Здесь было два яруса. Первый ярус сиял белизной. Во втором ярусе, на шестиметровой высоте распо¬лагались колонны и раскрашенные статуи богов. Очевидно, обожествленные предки, асы, встречали здесь гвардию и дру¬гих воинов. Эти статуи вызывали как бы эффект их присутст¬вия. В скандинавских источниках не раз упоминаются глиня¬ные исполины.
В другом культовом сооружении Нисы— Квадратном зале, имевшем площадь около 400 квадратных метров, и вы¬соту потолков 9 метров, между колоннами в специальных ни¬шах были установлены глиняные раскрашенные скульптуры. Однако они появились лишь в начале нашей эры, а до этого, вероятнее всего, зал служил для приемов. Он располагался в центральной части Старой Нисы и был, несомненно, связан в единый ансамбль с Валгаллой.
 
SEAДата: Пятница, 2011-07-08, 10.36.28 | Сообщение # 44
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
60

67

Самым интересным, по мнению Щербакова, является так называемый Квадратный дом в той же Старой Нисе (не путать с Квадратным залом). Там располагались 12 однотипных поме¬щений с сокровищами и произведениями искусства. Это, ви¬димо, сокровищница Асгарда. Каждая из комнат, видимо, была посвящена одному из двенадцати асов. Внутренний двор, ок¬руженный кладовыми, обведен колонным портиком. По мне¬нию Щербакова, имеются прямые доказательства принадлеж¬ности Квадратного дома асам, и, прежде всего, верховному богу Одину. В одной из комнат-сокровищниц хранились ри-тоны из слоновой кости высотой от 30 до 60 сантиметров. Они датируются II веком до н.э., то есть временем Одина. Эти ри¬туальные сосуды оканчивались внизу фигурками животных и фантастических существ, многих из них можно узнать по опи¬санию в исландских сагах. Некоторые из ритонов очень похо¬жи на фракийские той же «эпохи Одина». Верхняя часть ри¬тонов украшена рельефными фризами. Некоторые исследова¬тели считают, что на фризах изображены боги греков. Но это не так. Нетрудно отождествить Одина, Тора, других богов и богинь, занятых именно тем, чем занимаются асы в сагах. Бо¬лее всего сходства эти изображения имеют со скульптурны¬ми изображениями готских королей на фасадах средневеко¬вых соборов. Сокровищница с ритонами, вероятно, принад¬лежала богу Одину. В «Младшей Эдде» сказано, что Одину не надо было угощений, а нужно лишь вино. Рядом с сокровищ¬ницей как раз располагалось большое винохранилище. Один был участником ритуальных праздников, как и подобает обо¬жествленному предку. Напомню, что Ниса являлась центром бога виноделия Диониса. Поселок Багир до сих пор утопает в виноградниках.
11. Снорри Стурлусон утверждает, что трон Одина был из слоновой кости. Странно для северной Исландии. Но вла¬дения Парфии простирались до Индии, где слоны обитали в больших количествах. В Старой Нисе найдено значительное количество деталей мебели из слоновой кости. Щербаков на¬считал пятьдесят девять деталей и фрагментов этой мебели асов — ножек, резных перекладин, деталей спинок и пр. С тех пор, благодаря археологическим исследованиям ученых Турин¬ского университета, количество подобных артефактов еще бо¬лее увеличилось
62

12. В Новой Нисе, на втором холме, можно найти и дру¬гие описанные в сагах реалии. Это храмы и некрополь парфян¬ской знати. Автор «Младшей Эдды» Снорри Стурлусон гово¬рит, что в Асгарде первым делом построили святилище с две¬надцатью тронами и престолом для Всеотца. И все в этом доме «как из чистого золота». Из описания следует, что здание не было золотым. Оно только внешне было похоже на драгоцен¬ный металл. Под это описание подходит храм Новой Нисы, сооруженный в III—II веках до н.э. и разрушенный в 1 веке до н.э. Вся стена первого яруса — малиновая и выглядит «как бы из чистого золота». Ведь червонное золото, как и листья пур¬пурного персика, примерно такого же цвета. Возле этого свя¬тилища как раз и располагалась роша Гласир. Верхний ярус храма — белый, то есть как бы серебряный, что и указано в эддических мифах.
 
SEAДата: Пятница, 2011-07-08, 10.37.09 | Сообщение # 45
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
Вдвадцатитомнике «Археология СССР...» (том «Древней¬шие государства Кавказа и Средней Азии». М., 1985, с. 219) указано об этом храме: «Храмовый характер сооружения не вы¬зывает сомнений у исследователей (Пугаченкова Г.А., 1958; Ко-шеленко Г.А., 1977), однако не было предложено сколько-ни¬будь убедительных его типологических сопоставлений и не оп¬ределен характер культа». Щербаков только в 1989 г. предложил и обосновал принадлежность храма богам Асгарда.
12. В повествовании вельвы в скандинавской мифологии рассказывается: «Встречаются асы на Идавелль-поле, о поясе мира могучем беседуют и вспоминают о славных событиях и рунах древних великого бога. Снова должны найтись на лугу в высокой траве тавлеи золотые, что им для игры служили ко¬гда-то». Слово «ида» в исландском языке означает «занятие». «деятельность», «работа». Вторая часть слова «велль», вероятно, означает «камень»». Исландское «вала» и русское слово «валун» переводятся, как «округлый камень. Латышское «вельт» и древ¬неиндийское «валати» родственны русскому глаголу «валять», «поворачивать», а также «катать». Мяч в английском и немец¬ком звучит почти так же, с учетом частого перехода звука «б» в «в». То есть Идавелль-поле можно перевести, как место для игры с каменным шаром. Щербаков нашел подобные шары ря¬дом с Нисой. Они сделаны из гипса. Им две тысячи лет. Внут¬ри шаров сохранились остатки растений. Вероятно, это шары
63

для игры асов. Растения облетают вес такой игрушки, дела¬ют ее прочнее. Игра велась на поле, напоминающем совре¬менный стадион (похоже на славянские игрища и игры в честь умерших). Одно из таких полей было расположено близ Ман-сур-депе, недалеко от Нисы. Там и собирались асы для игр и культурного времяпрепровождения. Второе поле с гипсовыми шарами было в самой Нисе, то есть в центре Асгарда.
Арсакиды находились в родстве с сарматскими правителя¬ми Кавказской Алании (Ачбании). Щербаков, нашел в нарт-ском осетинском эпосе описание подобной игры в камни:
Раз на заре — еще едва светало — Отборные от каждого квартала Все юноши с оружьем вышли к бою, Чтоб забавляться нартскою игрою К поляне игр участники стекались И к состязанью там приготовлялись, К борьбе сынаг, к метанию камней, И лишь тогда оставили коней, Когда уж были в поле для игры...
Речь идет об игровом поле! И далее говорится о катании камней — совпадение с переводом названия поля буквальное (Нарты. М.,1957, с. 120, 121).
Вот начали играть: катали камни, Испытывая силы в состязанье. Вот первый камень катится с горы, Гремит и скачет первенец игры. Но Урызмаг рукой, что было сил, Огромный камень на лету схватил. Несутся камни, Урызмаг их ловит И новый ряд камней уже готовит. Хамыц же быстро камни те берет, По одному Борее передает.
Хочу обратить ваше внимание на имя игрока — Урызмаг. Это искаженное — Урус-маг.
64

13. Руны Одина и Фрейра похожи на тамги сарматского типа. Маршрут асов, ушедших в Европу, проходил по север¬ному побережью Черного моря. Асы вышли из Азии и шли тем же путем, что и сарматы. Часть их, вероятно, входила в сарматский союз племен. Затем асы стали предками сканди¬навов— и, по закону обожествления, — их богами. «В самой Парфии скифская культура нередко рядилась в эллинистиче¬ские и ближневосточные одеяния — в этом трудность понима¬ния истинных верований и представлений парфян, бывших до основания государства скифами... Божественные руны были принесены в Причерноморье, затем в Скандинавию и сохра¬нились в Исландии как в своеобразном этническом северном заповеднике. Божественные руны второго тысячелетия до на¬шей эры оставлены на скалах Монгольскою Алтая. Они и от¬ражают мировоззрение зари Асгарда. Вместе с ними на скалах изображены Солнце, кони, хищные звери. Эти изображения могут быть сопоставлены с двумя волками, сопровождающими светило на небосводе, со знаменитыми конями асов из «Млад¬шей Эдды» и другими сюжетами», — пишет Щербаков.1
 
SEAДата: Пятница, 2011-07-08, 10.37.47 | Сообщение # 46
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
Общее начертание и все элементы скандинавских рун имеют впечатляющие совпадения с рунами, найденными в Монголии (долина Цаган-Гол). Впервые их нашел и описал Ц. Доржсурен в 1963 году, обративший внимание на изобра¬жения колесниц. Результаты датировки расходятся, но ряд ав¬торов относят их к началу 1 тысячелетия до нашей эры. Такие же тамги, или руны, прослеживаются в последующие века в Средней Азии и в Причерноморье.
Кстати на царской парфянской печати, находящейся в Го¬сударственном музее Ирана имеются руны. От себя так же за¬мечу, что классическая наука родиной рун считает Этрурию. Но этруски — это выходцы из Трои. Согласно германо-скан¬динавской мифологии асы также вышли оттуда. Поэтому и находятся параллели в руническом письме среди родственных народов. Вблизи тех мест, где были найдены «монгольские» руны располагалась китайская провинция Шаньси. Парфию же китайцы называли Аньси. Такое совпадение названий по¬казалось бы странным, если бы не было известно, что в про-
1 «Тайны Эры Водолея». М., 1996, с. 54-56.
65
3. Зак. 1013

винции Шаньси в древние времена проживало европеоидное население со светлыми волосами и голубыми глазами, а имен¬но тохары (см. К. Пензев. «Князья Рос: Арийская кровь». М., 2007). Те самые тохары, потомками которых и являлись парфя¬не. Историки К. Пензев1, В. Порциг2 и другие отмечают связь тохарского языка с фрако-фригийским регионом. Троя как раз и находилась в той исторической области. Все сошлось, все звенья цепи сомкнулись!
Помимо, представленных Щербаковым, имеется еще ряд доказательств позволяющих отождествить парфян с асами, а Нису с Асгардом. Считается, что Асгард, Мидгард и Нифли-ем — это три корня мирового дерева Иггдрасиль, где Нифле-ем является подземным царством, Мидгард — средним миром, где жили люди, и Асгард — домом богов. Наверху космиче¬ского дерева было жилище Одина, а у подножия изображай¬ся дракон. Мидгард— это, несомненно, Мидия. ВХ Мидий-скую сатрапию входил Южный Азербайджан. При Дарий I она называлась Асагарта. Напомню, что мидян и парфян даже пу¬тали. Историк Т. Еремян пишет, что в Баласакане — Каспиа-не, ниже Куры после слияния ее с Араксом, на Мугане жили апарны'. Это согласуется с сообщением Егише (V в.), отме¬тившем «народ апарн в Баласакане». Но апарны — это те же парфяне согласно Страбону (Страбон, XI, 7, 2). То есть в Ми¬дии проживали и парфяне, а от мидян произошли сарматы, то есть и аланы. Аланы в сагах, очевидно, представлены альвами, с которыми асы соперничают за духовное превосходство. Про¬тивниками асов являются великаны етунги, которые названы также турсами. Это видимо саки и непосредственно кушаны. В слове етунги не сложно заметить искаженное китайское на¬звание кушанов — юэчжи. Кушаны также относились к древ¬нему Турану. Среди них также правили Арсакиды. Имена не¬которых кушанских царей говорят о многом — Канишка, Ху-вишка, Васишка. Так и хочется продолжить этот ряд именами Ивашка, Петрушка, Павлушка и т.д.
1 Пензев К. Князья Рос: Арийская кровь». М., 2007. С. 161. 1 Порциг В. Членение индоевропейской языковой области. М., 2003. 1 Еремян СТ. Страна «Махелония» надписи Кааба и Зардушт. ВДИ, 1967, № 4, с. 56.
66
 
SEAДата: Пятница, 2011-07-08, 10.38.32 | Сообщение # 47
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
По моей гипотезе асы жили в Трое, затем в Израиле. По¬сле они были переселены ассирийцами в Мидию и Парфию. Но вместе с ними туда, разумеется, попали и иудеи. В Пар-фии иудеи пользовались большим влиянием, они там не при¬теснялись, их там воспринимали как своих подданных, и пар¬фяне постоянно стремились вернуть под свою власть терри¬торию Израиля и Иудеи. Если асы и парфяне одно и то же, то в скандинавской мифологии должно быть сказано и об иу¬деях. Поведение аса Локи по всем показателям соответству¬ет именно роли иудеев в Парфии. Локи также называли Ло-дуром. В русском языке имеется слово «лодырь», то есть чело¬век, не занимающийся физическим трудом. Но ведь именно так и воспринимали иудеев по всему свету в прежние време¬на почти все народы. Иудеи крайне редко занимались физи¬ческим и вообще каким-либо созидательным трудом. Локи не был чистокровным асом, но асы в порядке исключения в дав¬ние времена разрешили ему жить с ними в Асгарде, принимая во внимание его необыкновенный ум и хитрость. Но Локи так же был очень зол и коварен. Такие черты характера явно ука¬зывают на иудейское происхождение Локи.
Нифлеем вполне может оказаться тем самым библейским Вифлеемом. Написание слова Нифлеем возможно искажено. В арамейском языке, который был широко распространен в Парфии, буквы з (нун) и а (бет), то есть «н» и «в» имеют схожее написание. Разница лишь в ширине этих букв. Но тогда печат¬ных машинок не было, писали от руки, а многие люди, в том числе и автор этих строк, и сейчас пишут, как курица лапой. Напомню, что привычное для нас название Вифлеем на ара¬мейском языке пишется, как Бет-Лехем. Прописные «вав» (в) и «нун» (н) также схожи. Поэтому ошибка в прочтении весь¬ма вероятна. Очевидно, для асов Вифлеем имел какое-то гео¬политическое и религиозное значение. Если вспомнить, что многие жители Израильского царства, в том числе и из колена Асира, были переселены ассирийцами в Мидию, как раз вско¬ре, после того как пророк Михей предрек рождение будуще¬го Спасителя в Вифлееме, то это обстоятельство вполне могло оставить свой отпечаток в религиозных представлениях асов. Кроме того, в арамейском языке словом «нифилим» обознача¬лись термины «великан», «исполин», «наблюдатель». В Библии
3*
67

(Быт. 6:4) и в апокрифической «Книге юбилеев» этими словами обозначены «сыны Божьи». Поэтому словом «Вифлеем-Нифи-лим» могло обозначаться место нахождения «сынов Божьих», то есть детей парфянского царя. Ведь царь Парфии называл¬ся и считался Богом. Слово «нифилим» в значении «наблюда¬тель», вероятно, соответствует слову «назарей», которое в пе¬реводе с древнеарабского можно перевести, как «наблюдатель, разведчик».
Древнеармянские писатели (Агафангел, Фавстос Бузанд, Егише, Лазарь Парпский, Себеос) называли Асористаном ту страну, персидское название которой Сузистан. Оно является переводом сирийского названия Beth-Aramaje (страна сирий¬цев, страна арамейцев). Столицей этой страны был Тизбон или Ктесифон, то есть последняя столица Парфии. Эту страну не надо смешивать с древней Ассирией, которая находилась зна¬чительно севернее и столицей которой была Ниневия, непо¬далеку от нынешнего Мосула1.
 
SEAДата: Пятница, 2011-07-08, 10.39.07 | Сообщение # 48
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
Имя Один (Вотан) явно имеет персидско-парфянские кор¬ни. На многих азиатских языках слово «Вотан» переводится, как «родина». У Азиния Квадрата «у реки Куры живут обарены и «гены, составляющие значительную часть Армении». Пли¬ний сообщает, что Араке протекает между Атропатеной и Оте-ной (VI, 42). И Евсевий напоминает о стране Отена (VI, 31). А в Урартских источниках слово Отен-Один отмечается как Этиу-ни. Плиний (VI, 38—39) пишет, что севернее албанцев (алан) обитает скифское племя — удины и т.д. Наименования удины и Один также схожи. Все эти места располагались в пределах правления Арсакидов.
На Бехистунской скале в Мидии имеется запись персид¬ского царя Дария, в которой упомянуг его сподвижник Утана, сын Туры, помогавший Дарию победить восстание Бардии-Гау-маты. У Геродота Утана назван Отаном. Здесь Утана (Отан) со¬звучно с именем Один, и он назван сыном Тура. Парфия — это и есть часть древнего Турана. У Геродота рядом с Отаном в чис¬ле соратников Дария назван также Аспатин. Снова мы встре¬чаем корень «ас». В Западной Европе имя Один также со вре-
1 J. Marquart, Eransahr, Berlin, 1901, p. 2!; Noldeke, Tabari, Leyd'en, 1879, p. 15.
68

менем стало звучать, как Отон, звук «д» перешел в «т», как это и было в Иране и Парфии. Мы знаем несколько императоров Священной Римской империи под этим именем.
На драхме времен царя Орода 1 или Санатрука и Фраа-та III (вес 3,88 г) имеется надпись «Otannes». Возможно, здесь имеется в виду тот самый Один-Вотан. На некоторых моне¬тах того периода имеются также надписи Otanes и Orthagnes, используемые Арсакидами. По мнению исследователей Пар¬фии, возможно, этот Отан был назначен сатрапом Парфии в Персии. Именно в этот период как раз и жил Один из саг. То¬гда в Парфии произошла очередная гражданская война. Про¬тив парфянского царя Готарза выступил другой претендент на престол — Ород I. В 80 г. до Р. X. он провозгласил себя ца¬рем. Но в 77 г. до н.э. его сменил представитель старшей вет¬ви Арсакидов — Санатрук. Возможно, именно эта смута и по¬служила причиной ухода Одина со своими приверженцами на северо-запад к родственным племенам, обитавшим в районе Азовского моря, а оттуда он уже двинулся в Западную Евро¬пу, возможно по причине римской экспансии. С большой сте¬пенью вероятности можно предположить, что Один и его асы стали изгнанниками из Парфии. Такая гипотеза подтвержда¬ется фактом, установленным археологами, что храмы Нисы — Асгарда были разрушены в I в. до н. э. Вероятно, это случилось в ходе династических и религиозных междоусобиц, разыграв¬шихся в это время в Парфии, когда в качестве основной рели¬гии парфян вместо туранского митраизма и эллинистических культов был возвращен персидский зороастризм.
 
SEAДата: Пятница, 2011-07-08, 10.39.41 | Сообщение # 49
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
Возможно Один и был тем самым царем Ородом. Смот¬рите сами. Другая форма написания имени Ород была Гирод. Точно так же звали знаменитого царя Иудеи. Но, что означает это имя? До сих пор его не расшифровали. Возможно, что это имя состоит из двух частей: «(г)ир» и «од». Современные ала¬ны (асы) называют себя ироны, а свою страну наряду с Ала¬нией — Иристан. В Туркмении, где находилось сердце Пар¬фии, имеется племя, называющее себя «игдиры». В переводе на русский «игд» означает «чистокровный». То есть чистокров¬ные иры. В Центральных Каракумах проживают салыры. Это одно из главных туркменских племен. Но салыры — это тоже «иры». То есть первая часть имени Ород (Ирод) может рас-
69

шифровываться, как название народа «ир». Но «ир», так же, как и «ор», — это слегка измененная форма слова «арий». Сло¬во «ор» также может означать — свет.
Вторую часть имени Ород «од» мы можем встретить в име¬нах главного бога древних скандинавов Одина и его близко¬го родственника Ода. Од был женат на богине судьбы Фрее. Если конунг (хокан) Один ушел в Европу из Парфии, то сле¬дует попробовать найти значение его имени в местах его исхо¬да. В современном туркменском языке сотни слов звучат схо¬же с немецкими и обозначают то же самое. Например, немец¬кая вахта в туркменском аналоге звучит как «вагт» и означает время. Немецкое «гут» (хорошо) встречается в современном туркменском глаголе «гутлиер» (пожелание добра). По совре¬менным представлениям туркменский язык входит в тюркскую группу языков и родственен узбекскому, киргизскому, татар¬скому, но фонетически он близок, как ни парадоксально, анг¬лийскому. В туркменском языке имеется слово «от», и озна¬чает оно огонь. Как известно парфяне были огнепоклонни¬ками. То есть имя Ород (Ирод) — это «ариец (человек) огня», то есть «огнепоклонник» или «свет огня», что, впрочем, почти одно и то же. Видимо, имя Один можно перевести также как огнепоклонник. Кстати, на монгольском языке слово «Ород» означает «русские».
В германо-скандинавской мифологии часто встречаются волки и вороны. Они являлись тотемными животными самого Одина. В состав Парфии входила Гиркания. Она была присое¬динена к империи первой, а во времена Александра Македон¬ского имела с Парфией одного сатрапа. Название происходит от староперсидского Vark па — «страна волков». Гиркания рас¬полагалась между Каспийским морем, который называли Гир-канским океаном в старину, на севере и горой Эльбрус на юге и западе. Персы рассматривали ее одной из наилучших стран, которую их высший бог Ахурамазда создал лично.
Связать воедино Одина и парфян позволяет анализ име¬ни широко известного в Средней Азии народного героя Бахра-ма Чубина. Ему посвящались многочисленные легенды и рас¬сказы. Он был потомком Арсакидов из знатного парфянского рода Михран, который происходил из Рея (Расакена)1. Бахрам
' Абу-л-Касим Фирдоуси. Сказание о Бахраме Чубине. С. 282.
70
i
 
SEAДата: Пятница, 2011-07-08, 10.40.23 | Сообщение # 50
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
Чубин был сыном Бахрама Гушнаспа (Джушанаса или Хасиса, сына Кузека), который был марзабаном Азербайджана при ша¬хиншахе Хосрове I Ануширване (правил в 531—579 гг.). Бахрам Чубин был выходцем из среды древнего знатного рода, являв¬шегося ветвью кушанских или массагетских Арсакидов и вхо¬дившего в конфедерацию кочевых скифских племен Средней Азии, основавших независимое Парфянское царство. В конце своей жизни Бахрам Чубин поднял в Балхе восстание против Сасанидов и, заключив союз с тюрками, двинулся с объеди¬ненным войском в столицу Сасанидов — Ктесифон. Его под¬держала также большая часть народа. Захватив власть в столи¬це, Бахрам Чубин объявил Сасана узурпатором законной вла¬сти, которая по праву принадлежала парфянским Арсакидам, а себя — законным преемником их власти. Он правил один год, после чего потерпел поражение от византийских войск и был вынужден бежать на Восток — к тюркам. Там он стал другом и советником тюркского хакана, а затем вступил с ним в род¬ственные отношения, женившись на его дочери. Очевидно, он и его люди внесли свои представления в тюркскую правящую среду. Тем более что тюрки тогда только появились на миро¬вой исторической арене.
Считается, что второе имя Бахрама Чубина — «Чубин», означавшее в переводе со средне-персидского «ворон», было его прозвищем на придворном жаргоне времен шаха Хормуз-да IV (правил в 576—590 гг.). Это имя упоминается в источни¬ках в различных формах: Чобин, Чопин, Чупин, Джубин, Шу¬бин и др. В некоторых поздних текстах встречается также фор¬ма «Чуба»1. Персидское слово «чубин» идентично тюркскому «карга». Тюркское слово kargha могло употребляться в более широком значении и обозначать не только ворона, но и неко¬торых других птиц, имевших черную окраску.2
В географическом трактате второй половины VIII в., пе¬реведенном на тибетский язык, среди тюркских народов, на¬селявших в то время Среднюю Азию, упоминается племя гар-рга-пур, проживавшее по соседству с племенами янь-ти (кушаны) и хе-бдал (эфталиты)3. Существует мнение, что эт-
1 Азимов Ш. Государство и право Саманидов. С. 26, 158, 160.
2 Clauson G. An Etymological Dictionary, p. 653.
3 Абдухолик Абдурасул угли. Туркий халклар. 72—77 бетлар.
71

ноним rap-рга-пур состоит из двух слов: тюркского гар-рга (во¬рон) и персидского пур (сын). Так тюрки называли оставших¬ся жить в Балхе потомков Бахрама Чубина.1 То есть ворон был тотемом Арсакида Бахрама.
В мифологических представлениях большинства народов Ближнего Востока, Европы и Индии ворон является демони¬ческим персонажем, и олицетворяет несчастье и дурное пред¬знаменование2. В Сасанидском Иране образ ворона чаще все¬го использовался для обозначения враждебных чужеземцев, к которым в первую очередь относились претенденты на персид¬ский престол — Арсакиды. У древних тюрков, а они, как из¬вестно, произойти в основном от восточных скифов (саков), ворон был символом восходящего Солнца, которое наряду с утренним голубым Небом олицетворяло верховное божество Тангри. Следует полагать, что имя, обозначающее ворона, мог¬ло быть дано Бахраму Чубину только в той среде, в представ¬лениях которой эта птица рассматривалась в качестве поло¬жительного героя. Такой известный герой как Бахрам Чубин, о подвигах которого слагались народные легенды, не мог быть назван этим именем в среде, в представлениях которой ворон олицетворял демоническое существо, приносящее несчастье. То же самое относится и к Одину.
Есть мнение, гармонично дополняющее вышесказанное, что тюркская калька слова «чубин» — «карга» связано со сло¬вом гург («волк»), с которым также связано название иран¬ской области Гурган. В таком случае имя Чубин может озна¬чать «с волчьим нравом», «подобный волку», «лютый», «веро¬ломный», «свирепый» и т.п. Заметьте, что Одина сопровождали как раз волки и вороны.
 
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz