Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSВторник, 2024-11-26, 20.30.36
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Иисус Христос - Аршакид!!!
SEAДата: Пятница, 2011-07-08, 10.41.13 | Сообщение # 51
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
Существует также мнение, что прозвание Чубин означает «подобный копью»5, или «обладатель палицы». Примечатель¬но, что среди четырех сюжетов на метопах, характеризующих династийный культ Арсакидов, имеется изображение дубин¬ки (палицы), которая определяется как «культовый символ и династический знак»4. В последствии в Малороссии символом
1 Гумилев Л.Н. Древние тюрки. С. 162.
1 См.: Мелитинский ЕМ. Ворон. С. 245.
! Shahbaii A.Sh. Bahram VI Cobin, p. 519.
" Лапшин AS. Династический культ Аршакидов. С. 80.
72
i

гетманской власти была именно булава — дубина. На карти¬нах, изображающих Богдана Хмельницкого, в его руке нахо¬дится такая булава.
На плечах у Одина сидели два ворона — Гугин и Мумин, а у ног лежал волки Гери и Фреки. Гугин и Мумин каждый день облетали землю, а Гери и Фреки каждую ночь обегали ее и рассказывали хозяину обо всем, что они видели и слышали. На голове Одина красовался великолепный крылатый золотой шлем, а в правой руке он всегда держал копье Гунгнир, которое никогда не пролетало мимо цели и поражало насмерть всяко¬го, в кого попадало. Все эти атрибуты Одина мы и встретили в прозвище Арсакида, поклонника Митры Бахрама Чубина.
Согласно персидским толковым словарям, имя Чубинак также означает «водяная птица». Этот онгон сравнивают с образом Буркут-Баба, в котором переплелись черты древних земледельческих и шаманских божеств. Согласно мифологи¬ческим представлениям тюркских народов, Буркут-Баба был «хозяином» дождя и погонял облака плетью, отчего происходят гром и молния. То есть тот же бог, что и Перун. Буркут вполне можно произнести как Пуркут, а отсюда и Перкун и Перун и т.д. На Кавказе также зафиксированы легенды, упоминающие Пиръона — создателя небесного свода, который «с шумом ка¬тал бочки и лил из них воду» на землю1.
Заметьте, что на найденных фигурках бога западных сла¬вян Радегаста, изображенного в виде бога Митры, на голове имеются как раз такие водоплавающие птицы. Бахрам Чубин был как раз поклонником Митры и происходил из арсакид-ского рода Михран, то есть Митры. Вспомните, что асы об¬менялись царями с родственными им ванами. Ваны — это, не¬сомненно, народ Вантит, живший в районе низовий Дона, в поздние времена названный вятичами. Радегаст — это западно¬славянский аналог Перуна. Известный русско-украинский ис¬торик Н.И. Костомаров еще в середине XIX века писал: «Свен-товит, Сварожич, Радегаст и Даждь-Бог одно и то же — кажет¬ся ясно... Перун, высочайшее божество русских и поляков, есть тоже, что и Свентовит».2 Следовательно, Буркут-баба это турк-
1 КдейнЛ.С. Воскрешение Перуна. С. 133,
2 Костомаров Н. Славянская мифология. 1847 г. С. 15,18.
73

менское наименование Перуна, Митры, Радегаста, Даждь-Бога и Свентовита. Но Даждь-Бог — это аналог Аполлона. Аполлон же схож с Митрой и Дионисом — покровителем Нисы.
 
SEAДата: Пятница, 2011-07-08, 10.41.55 | Сообщение # 52
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
Среди туркменов еще недавно было в обычае приносить в засушливые годы в жертву козленка покровителю дождя Буркут-баба, который отождествлялся ими с образом «хозяи¬на дождя» — деда Коркута. Гробница Буркут-баба находилась на восточной окраине Ашхабада и служила в прошлом местом поклонения1. То есть гробница Буркута (Перуна) располага¬лась вблизи Нисы. Бога Одина изображали в повозке, запря¬женной козлами. Не связаны ли эти козлы Одина с жертвен¬ными козлятами туркменов, которые проживают на террито¬рии исторической Парфии? Кроме того, у священного дерева асов — Иггдрасиля обитала коза Хейдрун, стоящая на крыше Вальхаллы. Молоко козы, напоенное медвяной влагой с листь¬ев ясеня, питало обитателей Вальхаллы — эйнхериев. Не та ли это коза, которую туркмены приносили в жертву Буркуту-ба-бе? Дионис скрывался от разгневанного Зевса в Нисе также в образе козленка.
О скифо-парфянском происхождении асов говорит еще ряд личных имен, которые встречаются как в Азии, так и в Се¬верной Европе. Одним из приближенных Хосрова I Анушир-вана был эфталит по имени Катульф. Эфталиты — это одно из массагетских (сарматских) племен. Но имя Катульф час¬то встречалось в Средние века в Западной Европе. Согласно документу из городища Йет (Египет), написанном на иврите, военный поход Ахеменидов в Египет, совершенный в V в. до н.э., возглавлял эфталит по имени Даргман, сын Харчина. Имя Дагмар известно в Дании и Скандинавии. Его можно перевес¬ти, как «бог Митра», где «даг» — бог, «мар» — Митра. Согласно исламской традиции, предки эфталитов возводились к Йафа-су ибн Нуху2. В средневековых источниках родословная доис¬ламских «удельных царей» Балха, из среды которых, происхо¬дил арсакид Бахрам Чубин, также возводилась к тому же Йа-фасу ибн Нуху'. То есть Иафету, сыну Ноя.
1 Жирмунский В.М. Огузский героический эпос и «Книга Коркута». С. 169-170.
; Jakut's geographisches wortcrbuch, vol. 4, p. 999; Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari, ser. I, p. 211-212.
J Ibn Wadhih qui dicitural-Ja'kubi, vol. 1, p. 179.
74
i

В скандинавских странах, куда ушли асы, популярно имя Хокан. В тюркских языках оно переводится как «правитель» и также широко известно. Например, не так давно вовсю греме¬ло имя футболиста тюркского происхождения Хокана Ясина. В Северной Европе популярно имя Сорен (например, извест¬ный футболист сборной Дании образца 1984 года Сорен Лер-би). От этого имени происходит фамилия Соренсен, то есть сын Сорена. Но Сорен созвучно с именем одного из арсакид-ских парфянских родов — Сурен.
В Дании и Скандинавии широко известно имя Фроди. Так звали внука Одина. В Средней Азии имеются созвучные име¬на. Сатрапом Парфии и Гиркании во времена Александра Ма¬кедонского был Фратаферн. У него был сын Фрадасман. (Ар-риан, VII, 6, 4). Оба эти имени происходят от имени Фраат. Оба имеют тот же корень, что и имя Фроди. Очевидно, звук «д» вместо «т» был употребляем в Гиркании — стране волков. На Бехистунской надписи царя Дария упомянут Фрада, под¬нявший бунт в Маргиане.
 
SEAДата: Пятница, 2011-07-08, 10.42.32 | Сообщение # 53
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
У парфянского царя Митридата II (123—86 до н.э.) первую жену звали Ариасата Атома, а четвертую — Асата. Снова тот же корень «ас». У древних огнепоклонников Ирана, «азер» — солнце и ангел. Йагут ал-Хамави в «Муджам ал-Булдане» пи¬шет, что слово «азер» по-пехлевийски означает «огонь». В Ира¬не третий месяц осени называется азером. До Ислама в одной из главных частей Парфянской империи — Мидии Атропатене, пять национальных праздников было посвящено азеру: Азерд-жашн, Шахривар, Садда, Чыраган, Мехриган или Азерган'. Бог войны асов Тир, был сыном владыки мира и сестры морского великана Имира. Тир считался храбрейшим среди богов. Вы¬пив амброзии, он частенько поколачивал рыжеголового Тора. Но в Парфии было широко популярно имя Тиридат, то есть данный богом Тиром. Его носили даже несколько царей.
Снорри Стурлусон в одной из саг рассказывает о Фрейре, который побывал на родине шведов в Великой Свитьод (Вели¬кой Швеции) откуда заселялась современная Швеция (Малая Швеция). «Великая Свитьод — это самая восточная часть Ев-
1 «Ислам энциклопсдиясы». Бузовналы Рагимага Имамалиев изд. «Боз Огуз», 1997.
75

ропы. Жители ее белы как снег и цветом полос и кожей, пока не состарятся. У них золотые глаза, и они видят ночью лучше, чем днем. Они поклоняются крылатому диску — богу Шива-ни и священным божествам — птицам». Имя Шивани носил один из богов Урарту, то есть ванов, а в виде крылатого диска изображался его аналог — верховный бог зороастрийцев Аху-рамазда.
В одном анонимном географическом описании Великая Свитьод отождествляется со Скифией. Слово «асы» было, соб¬ственно одним из самоназваний сарматских народов. И в ка¬честве этнонима было широко распространено у согдов, сар¬матов и парфян. Племена согдов, сокрушивших эллинисти¬ческую Бактрию и основавших на ее месте Согдиану, входили в союз «асиев». Корень «ас» легко увидеть в этнонимах язы-гов, каспиев, хорасмиев, аланов (асов, в русских летописях — «ясов»). Народ парфян образовался из тех же сарматских, со-гдских и сакских племен, а служилое сословие, составлявшее конное войско Парфии, называлось «асады» — «свободные». Само название прародины скандинавских асов «Свитьод» (Suidiod) приводит нас в Среднюю Азию и Парфию. Прочте¬ние этого термина расшифровал и уточнил американец Б. Лау-фер. По его мнению, правильно звучит как sqwied-di, то есть при условии приглушения звука «д» — скуитти. Французские ученые Халун, Хермаы и Груссе независимо от него устано¬вили похожее прочтение— Squdia, т.е. Скуития1. Как видим, совпадение с названием Скифия очень близкое. В китайской транскрипции этот этноним, видимо, звучит как юэчжи (ку¬шаны), а в западной — согды2. Таким образом. Великая Свить¬од, лежащая к востоку от Дона — Великая Согдиана. Название, которое часто использовалось в древности для обобщенного обозначения Средней Азии. Под Скифией в древности час¬то понималась вся степная полоса Евразии. Александр Маке¬донский, вторгаясь в среднеазиатскую страну саков, тоже на¬зывал ее Скифией.
Оставив в Асгарде братьев Be и Вили, Один отправился в путь. Он остановился в землях, которые ныне известны как
1 См. напр. Вернадский Г.В. Древняя Русь. СПб., 1996. * Гумилев Л.И. Тысяча лет вокруг Каспия. Баку, 1991.
76
 
SEAДата: Пятница, 2011-07-08, 10.43.19 | Сообщение # 54
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
Саксония. Не от имени ли восточных скифов — саков про¬исходит это название? Один оставил там трех сыновей, Ве-гдег стал править восточными саксами, Бельдег или Бальдр — Вестфалией, а Сиги — будущей страной франков. Затем Один поставил правителем Ютландии своего сына Скьельда, а сам обосновался в Швеции. Прежний правитель Гюльви добро¬вольно уступил ему власть. Конунгом Норвегии Один поставил сына Сэминга. В любой стране, куда приходили асы, наступа¬ли мир и процветание, а потому они вполне могли стать бога¬ми для местного «темного» населения. Асы принесли гораздо более высокую культуру Парфии и Согдианы, а ваНЫ — зем¬ледельческую культуру Скифии. В «Саге об Инглингах» рас¬сказывается о том, что Один обучал людей искусствам и ре¬меслам, ввел законодательство. Военное превосходство асов выразилось в создании в Западной Европе тяжелой конни¬цы и института рыцарства. Парфяне и сарматы первыми вве¬ли тяжелую конницу, которая потом в германских государст¬вах распространилась именно в качестве привилегированного рода войск, состоящего из знати. Не случайно главными атри¬бутами Одина являлись волшебный конь Слейпнир и магиче¬ское, разящее копье Гугнир. Это основное оружие парфянских всадников-катафрактариев.
Асы взяли себе местных жен и женили детей. Один стал править в Швеции, основав г. Сигтуну. В одном из мест саги сказано, что при Одине оставался сын Ингви, который после смерти отца стал конунгом Швеции, и от которого пошел род Инглингов, в другом— что после Одина правителем стал его сподвижник ван Ньерд, а потом стали править потомки Ньор-да Фрейр, внук Фьельнир, правнук Свейгдир.
Свейгдир в поисках Асгарда побывал в «стране турок» в Великой Свитьод, где встретил сородичей — его поездка про¬должалась пять лет. В сагах сказано: «...Большой горный хре¬бет тянется с северо-востока на юго-запад (Урал). Он отделя¬ет Великую Швецию от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок. Там были у Одина большие владе¬ния...». В книге «Походы, государственное устройство, нравы и обычаи древних скандинавов», впервые переведенной на рус¬ский язык еще при жизни Пушкина, выдающийся шведский знаток старины историк Андреас Стрингхольм пишет: «Когда
77

саги говорят о народах, переселившихся с Одином, то всегда называют их азиатами и турками». То есть прародина асов на¬ходилась в Туркестане, а, следовательно, в Парфии.
В I в. до н. э. — I в. н. э. никакой «страны турок», назван¬ной в саге, разумеется, не существовало. Но название Туран было известно задолго до нашей эры. Туранцы упомянуты в «Авесте». Осетинский ученый В.И. Абаев после тщательно¬го изучения туранцев писал, что в настоящее время сомнений нет, кем в этническом отношении являются tura. Никакого от¬ношения к тюркам они не имеют. Это — ираноязычные ко¬чевые племена скифов. Ниса располагалась как раз в Туране. Очевидно, к XIII веку, когда появились работы Снорри Стур-лусона, Туран стали называть «страной турок». В Парфянское время турок еще не существовало, а население Турана имели типичные европейские черты — светлые волосы и голубые гла¬за. Современные туркмены считают себя прямыми потомками огузов. Но название «огуз» можно перевести, как белый (благо¬родный) ас. Современный историк ]Мурад Аджи активно про¬поведует мысль о тюркском происхождении скифо-сарматов и их решающем влиянии на развитие Евразии. При этом он не дает объяснения приводимому им же описанию внешности, якобы тюрок — светловолосые, голубоглазые, светлокожие. Где он встречал подобных тюрок? Конечно, кровь народов Турана имеется и в тюрках, но в незначительном количестве.
Один поставил своих сыновей править среди самых раз¬личных племен. Но именно таким образом распространяли свою власть парфянские Арсакиды. Подобная история позд¬нее наблюдалась и с тюркскими ханами из рода Ашина, кото¬рых охотно принимали в качестве правителей. В древнемон-гольском языке слово ашин означало «волк». В V веке князь Ашин — представитель одноименного рода — заложил осно¬вы древней орды Тюркют.
Из саг известно, что асы воевали с ванами, очевидно, в ту пору когда они пробирались из закаспийского региона в се¬верные края. Война закончилась миром. Народы обменялись царями. Среди вандалов, которые вероятно были одними из ванов, впоследствии было известно племя астингов — может быть, ведущее свой род от тех асов, которые перешли к ванам. Ван Фрейр — бог света и плодородия германо-скандинавской
78

мифологии соответствует восточнославянскому Даждь-Богу и западнославянскому Радегасту. Руны Фрейра Ингуз и Дагаз многократно повторяются на браслетах вятичей и славянской вышивке.
 
SEAДата: Пятница, 2011-07-08, 10.44.18 | Сообщение # 55
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
Сестра Фрейра богиня любви Фрейя является ана¬логом западнославянской богини любви Прии. О ней упоми¬нается в «Mater Verborum». Эддическая Скади может быть со¬поставлена с западнославянской богиней Скатией, упоминае¬мой в Поучениях против язычества (см. «Слово св. Григория»). Упоминание о городе или земле Вантит-Вабнит-Ват-Ваит из сочинения Ибн Русте «Ал-Алак ан-нафиста» свидетельствует о городе вятичей Ваит «в самом начале пределов славянских», он же назван Вантит в «Зайн ал-ахбар». Из текста Ибн Рус-те-Гардизи «Худуд ал-Алам» известно, что славянский «Ваб-нит — первый город на востоке и некоторые из его жителей похожи на русов». Арабские авторы дают описание быта сла¬вян и природы страны Вантит, которое не оставляет сомнений в тождественности страны Вантит и земли вятичей — венедов. По-фински Россия до сих пор называется Venaja, а русские — Venalajnen. То есть ваны — это русские.
Во время Великой отечественной войны русские называли немцев «Гансы», а те, в свою очередь, нас — «Иваны». Но вряд ли кто понимал истинное значение этих названий, вырвавших¬ся из генетической памяти наших народов. Если учесть, что звук «х» теряется в западных языках, а «н» носовой, то вме¬сто «ганс» получается «ас». А имя «Иван» происходит не от ка¬кого-то там арамейского или еврейского, как нас голословно пытаются убедить, а от племени ванов. Иваны — это ваны, то есть мы русские, не помнящие родства. Как и 2000 лет назад, в 1941 — 1945 годах близкородственные асы воевали с ванами, а Гансы с Иванами. Две тысячи лет назад мы были почти ро¬дичами. Не случайно Страбон не знал, считать ли племя вен¬дов германцами или нет.
Известный путешественник Тур Хейердал, внимательно изучив скандинавские саги, древние манускрипты, родослов¬ную норвежских королей, средневековые карты (одна из них датирована 1240 годом, где указывается маршрут короля Оди-на и его народа асов), пришел к выводу, что Один, в отличие от другого главного божества асов Бога грома и молнии Тора, был реальным человеком, а не мифическим божеством. В принци¬пе во многих скандинавских храмах именно Тор находился во
79

главе пантеона богов. Средневековый автор Адам Бременский писал о храме в Упсале, где идол Тора СТОЯЛ между идолами Одина и Фрейра и считался главным. Одина стали считать бо¬гом, видимо, позднее ввиду его личных заслуг и умений.
Но если Один был обожествленным предком асов, то по¬пробуем выяснить в какого Бога он верил сам. Не себе же лю¬бимому он поклонялся! Сразу же напрашивается вывод, что этим богом был Тор. Но Тор — это также аналог славянского Перуна, Даждь-Бога, Радегаста, а, следовательно, и парфян-ско-иранского Митры. Все имеющиеся данные говорят о том, что вера асов представляла собой одну из форм митраизма и зороастризма. Известно, что для приобретения мудрости Один пожертвовал собственным глазом. Для получения еще больше¬го божественного посвящения он был распят на древе и его бок проткнули копьем. То есть он приобщался к божествен¬ной мудрости посредством мучений над собственным телом. Но именно в митраизме и зороастризме существовали подоб¬ные обычаи. Митра исты поднимались в иерархии посредством преодоления мучений. В митраизме существовало семь ступе¬ней посвящения. Новичок возводился в ранг Ворона, который служил посланником Солнца. Атрибутом Ворона являлся каду-цей, а планетой — Меркурий. В римских источниках Один на¬зван именно Меркурием. А его образ неразрывно связан с во¬роном. То есть Один был посвящен в мистерии Митры.
Заратустра, прежде чем стать пророком, посвященным в божественный промысел, также добровольно прошел через страшные испытания. Сначала он проследовал через бушую¬щее пламя и огонь не обжег его. Затем на его грудь была вы¬лита чаша расплавленного металла, но и это не причинило ему вреда. И, наконец, его тело было проткнуто острым кинжалом, так что обнажились кровоточащие внутренности. Но и после этого он исцелился. Культ мучеников в христианстве также яв¬ляется явным отголоском митраизма.
«Сага об Митингах» сообщает: «Один умер от болезни в Швеции. Он сказал, что отправляется в жилище богов, и бу¬дет там принимать своих друзей. Шведы решили, что он вер¬нулся в древний Асгард и будет жить там вечно. В Одина сно¬ва стали верить и обращаться к нему».
Таким образом, напрашивается вывод, что часть парфян — это действительно асы германо-скандинавской мифологии.
80
 
SEAДата: Пятница, 2011-07-08, 10.45.04 | Сообщение # 56
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
1.8. БИТВА ГИГАНТОВ
Первое противостояние между Римом и Парфией про¬изошло в 92 г.до н.э., когда войска римского военного гения Суллы вышли к реке Евфрат. В результате переговоров была ус¬тановлена граница между враждебными государствами по этой реке. В 66 г. до н.э. римский полководец Помпеи Великий был назначен командующим легионами в Малой Азии, чтобы про¬должить военные действия против царей Понта и Армении. Путем различных политических и военных махинаций Пом¬пеи изгнал парфян из Гордиены, а его полководец Габиний пе¬решел границу и возглавил грабительский поход за Евфрат до Тигра. В 64 г. парфянам пришлось заключить мирный договор с Помпеем на его условиях. Тогда же Помпеи, воспользовав¬шись смутой, сумел захватить Иудею, вошел в алтарную ком¬нату храма Соломона и тем самым осквернил храм. С незави¬симостью Иудеи было покончено.
В 57 г. до н.э. после непродолжительной междоусобной войны со своим братом Митридатом, царем Парфии стал Ород И, который назван также 1 иродом на парфянских мо¬нетах и в работах некоторых античных историков, например у Плутарха в «Сравнительном жизнеописании», в книге «Анто¬ний» (гл. 33, 37). Столицей Парфии при Ороде 11 стал город Ктесифон (Тизбон, Мадаин), находившийся на восточном бе¬регу Тигра, неподалеку от Селевкии. В период его царствова¬ния резко обострились отношения с Римом, причем не по его вине. В 55 г. до н.э. римский полководец Красе, уязвленный тем, что его слава не может соперничать со славой Цезаря и Помпея, решил нарушить мирные соглашения с Парфией. Он собрался напасть на великого соседа и расширить империю на восток, подобно Александру Македонскому. В ноябре 55 г. до н.э. он вышел со своей армией из Рима. Весной 54 г. до н.э. он взял под свой контроль легионы, размешенные в Сирии. Его армия составляла примерно 7 легионов — более 40 000 чело¬век. Для ее содержания он ограбил сокровищницу иудейско¬го храма Соломона в Иерусалиме, чем в очередной раз вызвал возмущение и ненависть среди иудеев.
81
 
SEAДата: Пятница, 2011-07-08, 10.46.05 | Сообщение # 57
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
Весной 53 г. до н.э. царь Парфии Ород (Гирод) потребо¬вал объяснения у Красса относительно похода, а на заявление, что ответ будет дан в Селевкии, приказал передать, что «преж¬де вырастут волосы» на пальме, показанной послам, чем Красе увидит Селевкию. Победное продвижение легионов Красса была остановлено 5 мая 53 г. до н.э. в битве при Каррах. Пар¬фяне провели блестящую операцию и разгромили врага. Даже И. В. Сталин особо подчеркивал значение этой войны в раз¬витии военного искусства. «...Хорошо организованное контр¬наступление, — писал он, — является очень интересным ви¬дом наступления... Еще старые парфяне знали о таком контр¬наступлении, когда они завлекли римского полководца Красса и его войска в глубь своей страны, а потом ударили в контрна¬ступление и загубили их».
Поверженные легионы Красса решили отступить к гра¬ницам Армении. Неподалеку от горного массива Синнака они были окружены парфянским полководцем Суреной и оконча¬тельно разбиты. Более 20 тысяч римлян погибли, 10 тысяч ока¬зались в плену. Спасшиеся от парфян бегством римские сол¬даты, по словам Плутарха, уверяли, что «будто от преследую¬щих парфян убежать невозможно, в бегстве же они неуловимы, будто их диковинные стрелы невидимы в полете и раньше, чем заметит стрелок, пронзают насквозь все, что ни попадется на пуги, а вооружение закованного в латы всадника такой рабо¬ты, что все пробивает, а само выдерживает всякий удар». Меч¬тавший о величии Красе был убит. Его голову и правую руку Сурена привез на пир царя Орода и царя Армении Артавазда, праздновавших помолвку своих детей. Посланец прибыл в то время, когда весь двор смотрел трагедию Еврипида «Вакханки». История сохранила полный драматизма рассказ, повествующий об этом. Актер Ясон из Тралл, исполнявший роль Агавы, под¬хватил голову Красса и показал ее вместо головы растерзанно¬го менадами Пенфея, произнеся при этом, как и следовало по ходу действия, слова трагедии: «Мы приносим с гор рога оле¬ня, только что убитого на нашей счастливой охоте».
Иудеи, ободренные победой Парфии, и уставшие от бес¬чинств римлян, попытались поднять несколько мятежей, ко¬торые были быстро подавлены римлянами.
82
 
SEAДата: Пятница, 2011-07-08, 10.47.18 | Сообщение # 58
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
Парфяне не сумели воспользоваться своей блестящей по¬бедой. Вторжение в Сирию началось только в 51 г. до Р. X., ко¬гда римляне уже оправились от поражения. Это был масштаб¬ный рейд конницы во главе с царевичем Пакором. Вторжение было остановлено войсками под командованием Цицерона и будущего убийцы Цезаря Гая Кассия, одного из немногих ос¬тавшихся в живых полководцев Красса. Они отбросили пар¬фян от Антиохии. Прорваться в Каппадокию парфянам так¬же не удалось. Парфяне отступили за Евфрат. Через несколько лет Гай Юлий Цезарь стал планировать очередное вторжение в Парфию, но его убийство приостановило эту затею. В пери¬од боевых действий между войсками приверженцев Гая Юлия Цезаря и армией Гая Кассия парфяне выступили на стороне последнего. Они послали отряд, который участвовал в сраже¬нии при Филиппах (в Македонии) против Октавиана и Анто¬ния в 42 до н.э.
Следующая война между Римом и Парфией началась в 40 г. до н.э. В ту пору восточные провинции Римской империи на¬ходились под властью Марка Антония. Переправившись через Евфрат, парфяне, возглавляемые Пакором, ворвались в Сирию. Без труда были взяты Апамея и столица Сирии Антиохия. Па-кор овладел Сидоном и Птолемаидой, вторгся в Иудею и взял Иерусалим. Была захвачена даже такая южная территория, как Петра. Другая парфянская армия под командованием бывшего римского военачальника Лабиена оккупировала Малую Азию. «В Палестине парфян встретили радостно: им содействовала партия, действовавшая среди евреев», — сообщает историк М. Колледж1. В Иерусалиме парфяне посадили на трон предста¬вителя династии Хасмонеев Антигона. Тот сразу же начал чи¬стки среди правящей верхушки Иудеи. Своему дяде Гиркану он приказал отрезать уши, понимая, что телесное уродство не позволит тому исполнять обязанности первосвященника. Ар¬мянский историк Мовсес Хоренаци в «Истории Армении» пи¬шет, что Антигон лично откусил уши Гиркану.
Правитель Иудеи Ирод надеялся получить помощь от арабского царя Малиха, который был должен ему большую сумму денег. Однако Малих даже не впустил Ирода в свой го-
' Колледж М. Парфяне. Последователи пророка Заратустры. С. 38.
83

род, предпочитая не ссориться с парфянами. Тогда Ирод от¬правился в Египет, а оттуда— в Рим к Марку Антонию. Анто¬ний провел в Сенате назначение Ирода царем Иудеи. С помо¬щью наемников и примкнувших к нему иудеев, при поддержке римских военач&чьников Вентилия Басса и Силона Антигон был свергнут. В 38 г. до н.э. римские войска разбили армию Ла-биена, а потом двинулись в Сирию и возле Гиндар разгромили царевича Пакора. В этом сражении был уничтожен цвет пар¬фянского войска. В бою пал и сам бесстрашный Пакор.
Узнав о смерти сына, престарелый Ород отрекся от пре¬стола в пользу еще одного из своих 30 сыновей — Фраата IV. Новый царь для того, чтобы укрепить свою власть приказал пе¬ребить всех своих братьев, а потом велел умертвить отца. Эти и другие жестокости породили волну протеста. Против Фраа¬та восстала Мидия, и Фраат начал упорную войну с мятеж¬никами. Эта война породила большое количество парфянских эмигрантов. «Когда его зверства затем стали распространять¬ся на знать, немало ее представителей бежали за границу», — пишет историк М. Колледж1. Многие представители рода Ар-сакидов оказались в Сирии, Галилее и Иудее. Плутарх также сообщает: «Когда Фраат умертвил своего отца Гирода и овла¬дел царскою властью, многие парфяне бежали из отечества...» («Сравнительное жизнеописание. Антоний», гл. 37).
 
SEAДата: Пятница, 2011-07-08, 10.47.53 | Сообщение # 59
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
В разгар этой смуты, в 36 г. до н.э. на Парфию напала ог¬ромная армия Марка Антония, состоявшая из 16 легионов, численностью до 100 000 человек. В роли подстрекателя к на¬падению выступил один из парфянских эмигрантов Монобаз. Помня о трагическом исходе похода Марка Красса, Антоний избрал для нападения северный путь — через гористую Мидию Атропатену и мятежную Мидию. Римляне рассчитывали ос¬лабить действие парфянской конницы. Но в горах они столк¬нулись с другой проблемой — им пришлось переправляться с тяжелым обозом и осадными орудиями по узким труднодос¬тупным дорогам. Из-за этого войско было лишено маневрен¬ности. В конце концов, Марк Антоний оставил обоз под охра¬ной двух легионов, а сам с основными силами поспешил к сто¬лице Мидии Атропатены — городу Фрааспе. Он надеялся, что мятежники перейдут на его сторону, но ошибся.
Колледж М. Парфяне. Последователи пророка Заратустры. С. 38.
84

Тем временем царь Парфии Фраат напал на римский обоз, разгромил охранявшие его легионы, захватил запасы продо¬вольствия и сжег все осадные орудия. Это был смертельный удар, решивший судьбу всей войны. В армии Антония наступил голод. Парфянская конница постоянно терзала римские легио¬ны. С приближением зимы Антонию пришлось начать отступ¬ление в Армению. За 27 дней похода Антоний потерял более 30 тысяч человек. Таким образом, вторжение закончилось полным разгромом. Антоний отправился в Египет к Клеопатре, где в ее объятиях зализывал свои раны и отогревал части тела.
Фраат из-за внутренних распрей не смог воспользоваться сложившейся ситуацией, когда занятые гражданской войной между Октавианом и Антонием, римляне ослабили оборону своих восточных границ. В 36 г. до н.э. парфяне с большим тру¬дом сумели вернуть свою власть над Мидией Атропатеной. Но уже в 30 г. до Р. X. Фраат был вынужден бежать из своей сто¬лицы в далекие северо-восточные области Парфии. Его место на царском троне занял другой Арсакид — Тиридат II. Однако и он продержался у власти недолго. Навербовав войско в севе¬ро-восточных сатрапиях Парфянской державы и среди саков, Фраат вернулся на трон. В 25 г. до н.э. разбитый Тиридат II бе¬жал в Рим. Он похитил одного из сыновей Фраата. Этого сына вернули в 20 г. до н.э. с условием, что Фраат вернет римлянам их штандарты, захваченные в битве при Карах и во время втор¬жения Марка Антония. Фраат согласился с этим требованием. Это послужило установлению мирных отношений между Пар-фией и Римом. Но вековые противники не собирались отказы¬ваться от завоеваний, они лишь затаились на время.
 
SEAДата: Пятница, 2011-07-08, 10.48.32 | Сообщение # 60
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
Фраат IV АрсакХУП был царем Парфии в 38—29, 28—26, 25—12 и с 10 до 2 г. до н.э. Октавиан Август подарил Фраату для его гарема рабыню Фермусу (гречанку по происхождению). Вскоре, в 18 г. до н.э., из наложницы Фермуса превратилась в царицу Фермусу Тею Уранию (Небесную богиню). От нее у Фраата IV родился сын, будущий царь Фраат V, обычно назы¬ваемый Фраатак. Около 10 г. до н.э. она убедила мужа отпра¬вить его четырех старших сыновей с семьями в Рим в качест¬ве заложников. «Парфянский царь Фраат, сын Орода, послал ко мне в Италию всех своих сыновей и внуков не потому, что был побежден в войне, а потому, что он, отдав своих детей в заложники, надеялся добиться нашей дружбы», — с гордостью
S5

повествует Октавиан Август в «Перечне деяний божественного Августа, при помощи которых он подчинил мир власти рим¬ского народа, и тех затрат, какие он произвел в пользу государ¬ства и народа римского, высеченных на двух медных столбах, которые установлены в Риме...» Совершеннолетние сыновья Фраата Сераснапам, Родасп, Вонон и Фраат вместе с женами из царского гарема были переданы наместнику римской про¬винции Сирии в 10 г. до н.э. Двое сыновей Фраата, как свиде¬тельствует одна из надписей, умерли в Риме.
В последние годы 1 в. до н.э. Парфия утратила свое бы¬лое могущество. По сообщению Страбона, в это время многие страны «перешли под власть римлян и назначенных ими вла¬стителей. Что касается армян и народностей, которые обитают над Колхидой (албанцев и иберов), то для тех достаточно толь¬ко присутствия намеченных наместников, так как они превос¬ходно подчиняются власти римлян. Впрочем, когда римляне заняты другими делами, они поднимают восстания... (парфя¬не) весьма могущественны, тем не менее, настолько склони¬лись перед превосходством римлян и их современных правите¬лей, что не только отослали в Рим трофеи, некогда поставлен¬ные ими в знак победы над римлянами, но больше того Фраат даже вверил Августу Цезарю своих детей и детей своих детей, почтительно обеспечив выдачей заложников «дружбу» с Авгу¬стом. Теперь парфяне даже часто приходят в Рим просить себе царя и почти что готовы уступить все свое могущество римля¬нам» («Анналы», VI, 4, 2).
Противостояние между Римом и Парфией, однако, на этом не окончилось. Противники старались использовать лю¬бой случай для ослабления друг друга. Римляне мечтали при¬соединить к себе территории, некогда захваченные Алексан¬дром Македонским, а парфяне грезили мыслями о присое¬динении стран некогда входивших в империю Ахеменидов и Селевкидов, законными наследниками которых они себя счи¬тали. В первую очередь их аппетит распространялся на терри¬тории Малой Азии, Сирии и Иудеи, а возможно даже на Еги¬пет. Во всяком случае, к Египту парфянские цари проявляли пристальное внимание.
 
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz